1 ноября вступает в силу новый миграционный закон России. Что нас ждет завтра?..
По данным паспортно-визовой службы ГУВД Московской области, в нынешнем году в Подмосковье за семь месяцев зарегистрировано свыше 145 тысяч так называемых "гастарбайтеров" - граждан, прибывших в Россию на заработки. Но, как утверждают специалисты, - это только верхушка миграционного айсберга. Подавляющее большинство иностранцев проживает в регионе нелегально и оказывает серьезное влияние на криминогенную ситуацию. Прежде всего на выходцах из ближнего зарубежья лежит вина за полторы тысячи преступлений, более трети из которых - тяжкие и особо тяжкие. Оперативные сводки ГУВД буквально пестрят тревожными сообщениями с мест.
2 октября в поселке Салтыковка между гражданами Молдавии, работающими по найму, вспыхнула ссора с поножовщиной. С рублеными ранами в теменной части головы оба доставлены в больницу. Один пострадавший скончался. Поскольку никаких документов у иностранцев нет, принимаются меры к установлению их личностей.
9 октября в поселке Шарапово в своей квартире с признаками удушения обнаружен труп Солониной Т.Н. По подозрению в совершенном преступлении задержан некий Сашко С.Е., гражданин Белоруссии, проживающий в Подмосковье нелегально.
11 октября в Домодедове найдены трупы местного жителя Заикина В.И. и жителя Республики Абхазия Гогуа Т.Г. Проводится расследование.
17 октября в Подольске в баре "Бриз" вспыхнула ссора между нелегально проживающими в Подмосковье жителем Молдавии, Сырпу И.Ф. и гражданином Украины Шалимовым Н.Н. Сырпу убит, а Шалимов госпитализирован с ножевыми ранениями.
В оперативных сводках немало сообщений о задержании иностранцев, торгующих наркотиками, совершающих разбойные нападения и кражи. Почти 60 процентов наркотиков в область поступает из Таджикистана, Азербайджана, Грузии, Молдавии, Киргизии, Узбекистана, Украины, Туркмении и Армении.
- Главная трудность в раскрытии совершаемых мигрантами преступлений, - говорит начальник управления паспортно-визовой службы ГУВД полковник Михаил Королев, - нелегальный образ жизни правонарушителей, у которых нередко вообще нет никаких документов. В прошлом году, например, в Дмитровском районе сгорело четверо "гастарбайтеров", ночевавших в вагончике. Кто они и откуда - поди разберись, если нет никаких документов.
И еще: "дикие" строительные бригады постоянно подвергаются нападению местной мафии при получении ими расчета. Людей грабят, а порой и убивают. В милицию пострадавшие практически не обращаются, так как сами ведут нелегальный образ жизни.
Работодатель, принимающий "дешевого" рабочего-иностранца на работу без документов и регистрации, часто отделывается лишь легким испугом. Что, скажем, стоит директору фирмы "КАП" Асатряну "отстегнуть" восемь - десять тысяч рублей (по максимуму!) за то, что на его фабрике колбасных изделий, расположенной в Балашихинском районе, работали шесть нелегалов. У него ведь, наверное, не одна такая фабрика. Эксплуатировал молдаван этот работодатель, не требуя от них документов и не заключая с ними никаких договоров.
Подобный правовой беспредел обнаружен и в кафе "Три медведя", где директором некий г-н Арбашидзе.
В деревне Кощейково Пушкинского района выявлена большая группа вьетнамцев, развернувших на территории бывшего пионерского лагеря производство спортивной одежды с маркой "Адидас". Конечно, ни о какой лицензии или регистрации иностранцы и понятия не имели.
Основные потоки мигрантов идут в Подмосковье из Молдавии, Украины, Белоруссии, Таджикистана и Узбекистана, то есть из регионов, где избыток рабочей силы и нестабильная экономика. Люди согласны на любую работу, в том числе и не требующую особой квалификации. И все же определенная специализация у "гастарбайтеров" есть: узбеки и таджики, как правило, используются на земляных, погрузочно- разгрузочных работах, молдаване - хорошие отделочники, украинцы и белорусы - умелые каменщики и кровельщики.
Реалии сегодняшнего дня таковы, что без иностранных рабочих массовых профессий экономике России уже не обойтись. Задача состоит лишь в том, чтобы упорядочить трудовые мигрантские потоки, урегулировать правовые отношения работодателей с рабочими из-за рубежа. Правоохранительные органы надеются, что ситуация с миграцией в корне улучшится со вступлением с 1 ноября в силу Закона "О правовом положении иностранных граждан на территории России".
Об основных положениях документа и его значении корреспонденту "Труда" рассказывает заместитель министра - начальник миграционной службы при МВД РФ генерал-полковник Андрей Черненко.
- Чем вызван новый миграционный закон?
- Прежде всего необходимостью четкого регулирования миграционных потоков. Аморфность и невнятность в этом важнейшем вопросе привела к тому, что нынешняя миграция в ряде случаев представляет серьезную проблему общенационального масштаба. Этническая община, например, только в московском регионе насчитывала до одного миллиона человек. Это тяжкое бремя для фонда потребления, социальной сферы, а необходимого налогообложения нет, поскольку подавляющее большинство мигрантов находится в России на нелегальном положении. На налоговом учете стояло чуть более ста человек.
- Россия - привлекательная страна для мигрантов?
- Крайне привлекательная. Если в 1992 году число пересекших границу России составляло порядка 10 миллионов человек, то сегодня их 26 миллионов. Это представители мелкого бизнеса, так называемые челноки, строительные рабочие и так далее. Другими словами, число мигрантов увеличилось практически в 2,5 раза.
Впервые в российском законодательстве появляются такие понятия, как миграционная карта, трудовая миграционная пошлина. Эта пошлина впервые устанавливается в цифровом исчислении - чуть меньше 100 долларов (3000 рублей) за разрешение и 1000 рублей - за подтверждение. Есть еще ряд пошлин. Системой пошлин государство защищает себя от стихийного наполнения рынка, в том числе и от низкоквалифицированной рабочей силы. Со временем мы подойдем к дифференцированному подходу в этом деле, давая привилегии тем работодателям, которые приглашают специалистов высшей квалификации, необходимых нашему государству.
Что касается неквалифицированной рабочей силы, то в России ее хватает. Но если работодатель все же готов принять таких "дешевых" рабочих из-за рубежа, пусть вносит за них в государственную казну трудовую миграционную пошлину - эти самые 100 долларов за каждого приглашаемого им мигранта.
Хочу подчеркнуть: это будет не просто декларативная позиция закона. Она будет подтверждена внесением необходимых поправок в действующую систему Уголовного и Административного кодексов.
- Не будет ли эта система наказаний носить некий общий, расплывчатый характер?
- Ни в коем случае. Если, скажем, в какой-то сфере работают 500 рабочих-нелегалов, то работодатель должен заплатить установленный штраф за каждого, а не просто, как было до сих пор, по факту: 500 рублей отдал за всех, и будь здоров.
Даже в рамках пока еще действующего (до 1 ноября) нормативного поля мы выиграли уже более двадцати судов по 500-600 рублей. Казалось бы, сумма невелика, но здесь важно другое: создан необходимый прецедент.
- Хорошо, а какова роль субъекта Федерации в миграционном процессе?
- Субъект Федерации, согласно закону, вправе определять количество (квоту) трудовых мигрантов, которые необходимы экономическим отраслям региона. Но в конечном счете квоты утверждает федеральный центр. Иначе мы получим компактные поселения дешевой рабочей силы, от которых потом никогда не избавимся и которые лягут тяжким бременем на федеральный и местные бюджеты. Новый миграционный закон уже не позволяет работодателю, скажем прямо, действовать в ущерб собственному, коренному населению.
- А можно подробнее о карте мигранта?
- В ней указываются фамилия, имя и отчество мигранта, цель и дата приезда, место регистрации. В пункте пропуска делаются соответствующие отметки, отрывная часть карты остается у пограничников, а потом передается милиции. Эта карта является одним из базовых документов, дающих мигранту право находиться на территории России для временной регистрации мигранта по месту проживания.
Наша страна - весьма специфическая, подавляющее большинство мигрантов в основном из стран СНГ приезжает к нам по безвизовому режиму. И для нас, и для них миграционная карта - это крайне серьезный документ, отрывная часть которого остается у такого мигранта от въезда до выезда. Поэтому мы, я этого не скрываю, относимся к мигрантской карте как к погранично-полицейскому документу.
- Но не кажется ли вам, что в условиях прозрачности границ со странами СНГ этот документ теряет всякий смысл?
- Не согласен. Параллельно с новым миграционным законом в Госдуму внесено предложение по усилению уголовного законодательства. А именно - в части уголовной ответственности за организацию нелегального миграционного процесса и, что самое важное, за содействие этому. Практика показывает, что "зубров", организующих нелегальное проникновение, найти бывает нелегко, они, как правило, находятся за рубежом. А лицами, содействующими их преступному бизнесу, являются и директор рынка или другой работодатель, у которого трудятся незарегистрированные иностранные рабочие, и владелец квартиры, у которого незаконно, без необходимого учета, живут мигранты. Так вот, депортация иностранцев-нарушителей будет проводиться за счет этой категории граждан, фактически содействующих нелегальной миграции. Причем в первый раз на виновных будут накладываться административные взыскания, а при повторных нарушениях, не исключено, их привлекут уже к ответственности уголовной со сроком наказания от двух до пяти лет лишения свободы.
- А какие структуры играют ведущую роль в формировании миграционной политики?
- Безусловно, главной фигурой в миграционной политике является работодатель. Только он может вытащить, скажем, за Уральский хребет ту категорию специалистов, которые особенно нужны для экономики России. Если, например, работодатель приглашает рабочих и специалистов в Заполярье, он должен дать им определенные льготы, преимущества по налогообложению и одновременно выстроить инфраструктуру - построить детский сад, больницу, торговые точки. Это нормальная политика, которая принята во всех странах. Работодатель должен иметь серьезные налоговые льготы, преференцию, скажем, на десять лет. Таким работодателем может быть и любое физическое лицо, и коллектив, и само государство.
1 НОЯБРЯ ВСТУПАЕТ В СИЛУ НОВЫЙ МИГРАЦИОННЫЙ ЗАКОН
Владимир ЯНЧЕНКОВ.
Труд, 24.10.2002, 6