|
1 - 2 - 3 -
4
Искусство керамики Риштана зародилось в глубокой древности. Историю его воникновения, овеянную множеством легенд, еще предстоит открыть археологам.
Небольшой в прошлом поселок на юге Ферганской долины на половине пути от Ферганы до Коканда, у границы современного Узбекистана и Киргизстана, Риштан известен сегодня как город мастеров, один из крупнейших в Средней Азии
центров производства уникальной глазурованной керамики.
В существующее издревле искусство обожженой глины риштанцы внесли свои яркие и самобытные черты,
отличающие их произведения от всего, что было создано в этой области не только другими народами, но и соседними узбекистанскими керамическими центрами.
Традиции многих из них, бытовавших еще в начале XX века, к концу столетия оказались утраченными. В этом плане современный риштанский промысел являет собой определенный феномен стабильности развития традиционного ремесла, на протяжении многих столетий
практически без изменений сохранившего свою стилистическую целостность.
Тонко выточенные на гончарном круге посудные формы Риштана характерны в целом для всего региона и отражают устойчивость традиции. Отличает их изящество свободной росписи, богатство растительного орнамента и особый колорит, звучайщий всеми оттенками лазурита и бирюзы под тонким слоем прозрачной глазури.
Эта изысканность сдержанной цветовой палитры - бело-голубой бихромной гаммы с деликатным вкраплением коричневого и лилового цветов -
определяет сегодня стиль риштанского керамического декора, лишь изредка удивляя полихромией теплых солнечно-желтых тонов - рецидивом далекого прошлого.
Риштанскую керамику
нельзя рассматривать в отрыве от ферганской и общеузбекистанской. Многое говорит о ее связях с традициями других центров гончарного ремесла Ферганской долины - Коканда, Намангана, Гурумсарая, Андижана, о близком родстве с гончарными промыслами таджикской части Ферганы - Ходжентом, Канибадамом, Ура-Тюбе, Чорку, а также некотором сходстве с керамикой старого Ташкента, Бухары, с технологическими приемами гончаров Хорезма.
Производство расписной керамики на территории Ферганского оазиса известно с эпохи бронзы. Обращаясь к его истокам, мы должны вспомнить культуры древнейших племен, населявших долину Паркана во II-I тысячелетии до н.э. - далеких предков ныне живущих здесь узбеков и таджиков.
История риштанского керамического промысла от начала его возникновения вплоть до серед. XIX в. осталась малоизученной, что обусловлено отсутствием археологических исследований на месте его возникновения. Согласно легендам, до сих пор бытующим среди мастеров, древний город гончаров находился в одном из старых кварталов современного Риштана (Рошидона) - махалле Чиннигарон, недалеко от мазара Сохиби Хидоя. (В скором времени здесь начнутся археологические изыскания). Одни предания относят его появление к нач. XII в. (иногда даже к концу Х в.) и развитие промысла связывают с мастерами, приехавшими из Бухары и Самарканда. По другим, в нач. XIV-XV вв. риштанские мастера из махалли Дахбед переселились в Самарканд, стали производить там расписную посуду и участвовать в оформлении архитектурных комплексов. Улица, на которой жили риштанские мастера, до сих пор называется Дахбедской. Сохранились родственные связи между жителями Риштана и Самарканда, Канибадама и Ура-Тюбе. Возможно, предстоящая археологическая экспедиция в Риштане даст не менее интересный вещевой материал по истории города гончаров, чем раскопки других древних городищ Ферганской долины, и позволит заполнить белые страницы в его истории.
Предположение о том, что риштанский промысел мог возникнуть или получить развитие на базе уже существовавшего в период развитого средневековья производства, обосновывается причинами экономического и политического характера. К ним можно отнести непосредственную близость к трассам Великого шелкового пути, сместившимся к VI в. на север, к границам кочевых племен. Через древние города Ферганской долины - Куву, Ахсикет и др. проходили основные торговые пути, связывающие Фергану с Кашгаром и Чачем (Шашем), Передней Азией и восточными границами халифата. Фергана была включена в сферу широких международных торгово-экономических и культурных контактов. Начиная с IX в. - периода стабилизации, наступившего после арабского нашествия, процесс культурной интеграции народов, населявших Среднюю Азию, Ближний и Средний Восток, стал особенно интенсивным. Обеспеченный общепринятой религией - исламом, языком - арабским, а затем персидским, он сопровождался ростом городов, развитием науки и культуры, торговли и ремесел, а также миграцией мастеров-ремесленников по всей территории Мавераннахра. Этот процесс, прерванный в нач. XIII в. монгольским нашествием, возобновился с новой силой спустя столетие, в эпоху Темура и его преемников. Несмотря на бесконечные войны, эта эпоха отмечена бурным ростом городов и высокими достижениями в
области архитектуры. Она обогатилась включением в ее декор цветной глазури и появлением первых изразцов. Богато орнаментировались предметы быта, возрос спрос на керамическую посуду, что привело к поиску более дешевых способов ее производства и возникновению новых гончарных центров.
Начиная с IX в в Средней Азии вошли в
употребление разнообразные приемы глазурования. Были освоены технологии блестящих оловянных глазурей,
прозрачных глазурей на свинцовой основе, а также земельно щелочной ишкоровой глазури с матовой поверхностью.
Керамика с ишкоровой глазурью получила распространение в Шаше - главном экспортере гончарной продукции и
в Согде, в качестве привозной или местной продукции. "В Самарканде было видимо налажено свое производство
такой посуды". Эти сведения историков перекликаются с легендами риштанских мастеров о рецептах технологии
ишкора, завезенных в Риштан из Ирана или Самарканда, а, возможно, и из Шаша, под культурным влиянием которого в
то время находилась Фергана. Исследователи отмечают, что в период второй пол. VIII - нач XIII вв. Ахсикет -
древняя столица Ферганы - был одним из крупнейших в Средней Азии центров производства глазурованной керамики.
К XII в широкое распространение во всех керамических центрах Средней Азии получило производство посуды под
зеленой и бирюзовой поливой в подражание китайским селадонам. С этим же периодом связывают широкое применение
кобальта для росписи посуды и окраски глазури. Многие исследователи поддерживают легенду о взаимосвязи
образования риштанского промысла с ввозом на территорию Мавераннахра китайского фарфора эпохи Минг,
расписанного кобальтом - "мусульманской синькой" и служившего ценным обменным товаром. Скорее всего к этому
периоду можно адресовать не появление самого керамического промысла, а факт сложения определенного стилевого
направления в нем, изобретения силикатного черепка кашина - среднеазиaтcкого фаянса, имеющего некоторые аналоги
с китайским "кобальтом". Интерес к китайской культуре проявлялся у народов, живших на территории Средней Азии,
с глубокой древности. О наличии некоторых общих черт в культуре древней Ферганы - Давани - и Китая свидетельствуют
донесения китайского посла Чжан Цяня, дважды посетившего Западный край в 136 - 128 гг. и в 115 г. до н.э.
Отмечается что "Давань... в художествах довольно сходствует со Срединным царством". Интерес этот не носил характера
прямого подражания. Повсеместное распространение керамических и кашинных изделий, расписанных кобальтом под
бирюзово голубой глазурью было связано скорее с тем, что бирюза - один из самых любимых и почитаемых на Востоке
самоцветов. Тонкостенные чаши и блюда из кашина напоминали китайские фарфоровые изделия, но безотносительно к
своему прототипу. Следует отметить что среднеазиатские мастера познакомились с кобальтом еще в IX в. Декор и техника
глазурования среднеазиатских изделий были разработаны на собственных традициях. "Все дальневосточные элементы керамики
Мавераннахра обнаруживаются в своем опосредованном виде, переработанном через иную ближневосточную систему
декорировки, которая была создана на основе синтеза художественных традиций Византии, Ирана и Китая". Фергана была одним из крупных центров производства бирюзовой поливной керамики. Ее изготовлением занимались корпорации ремесленников гончаров, из мастерских которых формировались целые производственные кварталы в городах, возникали новые ремесленные поселения. Одним из таких, возможно, и был Риштан.
Развитию гончарного производства в Риштане
способствовало наличие местного сырья. Практически все пригодные для изготовления керамической посуды глины и красители,
кроме ляпис-лазури и кобальта риштанские мастера добывали на месте и в ближайших районах. В самом Риштане есть
красноватая глина - хоки cуpx. "Риштанские гончары считают, что их глина настолько хороша, что в предварительной
обработке и выдерживании совершенно не нуждается". Для изготовления посуды чинни использовали специальные глины из
различных мест Ферганской долины - чимионскую красную, учкурганскую желтую огнеупорную или белые, рыхлые глины из
Ташкента (ангренскую) или Оша. Необходимые для составления глазурей компоненты привозят из окрестных мест:
кварц - ок гош из Соха или Гурумсарая, белый кварцевый песок - ок кум - из Шиброна или долины реки Лайлак.
Для изготовления ангоба используют жирные глины из Исфары, Ангрена или Кызыл Кии. В прошлом кварц и поташ дл
поливы изделий покупали в готовом виде у киргизов, а минеральные красители - у торговцев в Коканде. Поблизости от
Риштана, на склонах Алайского хребта добывали марганец - магл, необходимый для получения красок темно лилового
и темно-коричневого цветов, железистую глину - жуша, малгаш горную породу, богатую окисями железа и хрома,
которая шла на составление желтой краски. Основные же цвета палитры - бирюзовый и ультрамариновый -
достигались применением привозного ложуварда - породы ляпис глазури, добываемой в горах Бадахшана.
В прежние времена он в большом количестве завозился в Среднюю Азию из Ирана и экспортировался затем
на российские и европейские рынки. Затем его сменил фабричный кобальт. Для изготовления красок из меди -
мис - пользовались отходами производства кокандских медников. Здесь же в окрестностях собирали
травы для изготовления поташной ишкоровой глазури. Именно она выявляла изумительно глубокий и
сочный изумрудно-бирюзовый цвет, свойственный риштанской керамике. Технология изготовления ишкоровой глазури
трудоемка и капризна. Следует строго соблюдать определенное время сбора уже набравших сочность трав - кирк бугина,
чоройнака или гулобы, зола которых богата окисями натрия калия, магния. Собрать их необходимо до заморозков,
не повредив корни растений. Нужно соблюсти режим тления травы, очистить золу от примесей, добавить в необходимых
пропорциях кварцит или белый песок и прочие компоненты. Фриттование глазури производится дважды в специально отведенном
месте в топке печи. После вторичного фриттования хороший ишкор принимает зеленоватый цвет расплавленного стекла.
Полученную фритту тщательно измельчают и добавляют для связки клейкие вещества. Столь же тщательно обрабатывают
поверхность глиняных заготовок. Для покрытия готовят особый состав белого ангоба - лоя, на котором при обжиге
выявлется яркий бирюзовый цвет росписи. Изделия под ишкоровои глазурью не требуют двойного обжига, но крайне
важен вид топлива и соблюдение температурного режима - 980-1000 градусов по Цельсию. В прежние времена риштанские
мастера использовали для растопки печей особые сорта древесины, не дающие копоти, в основном саксаул или тал (ива).
Топливом при обжиге изделии чинни, требующем также высокой температуры, служили дрова из зирка (барбариса) и арчи (можжевельника). В 1950-1960-е гг. растопка печей производилась соляркой, с 1970-х гг. все риштанские мастера перешли на газовое топливо.
Продолжение статьи.
|
Сведения о мастерах
Иллюстрации
|