Узбекистан: 90-летний юбилей Шарафа Рашидова в республике никто не заметил
Шараф Рашидов был участником Великой Отечественной войны, затем работал секретарём Самаркандского обкома партии, возглавлял главную республиканскую партийную газету «Кизил Узбекистони» и Союз писателей республики. С 1950 г. являлся Председателем Президиума Верховного Совета Узбекской ССР. В 1959 г. был избран Первым секретарём ЦК Компартии Узбекистана и на этом посту оставался вплоть до своей смерти в 1983 году.
Поддержанный поначалу различными политическими группировками республики как компромиссная, заведомо слабая и временная фигура, Рашидов вскоре проявил безошибочное политическое чутьё как во взаимоотношениях с руководством КПСС, так и во внутренней политике в самой республике. Не случайно, на XXII съезде партии он был избран кандидатом в члены Президиума (Политбюро) ЦК КПСС.
Узбекская Советская Социалистическая Республика под руководством Шарафа Рашидова добилась немалых успехов в хозяйственном и культурном строительстве, но засилье сельскохозяйственной монокультуры – хлопчатника, старание любой ценой выполнить навязанные центром завышенные планы и обязательства, негласное соперничество с соседним Казахстаном - эти и другие факторы сказались на приписках и других негативных явлениях в экономике Узбекистана.
После смерти Л.И.Брежнева давние оппоненты Рашидова, прежде всего, академик Мирзавали Мухамеджанов, сигнализировали в ЦК КПСС о допускаемых в республике нарушениях социалистического хозяйствования, на что тогдашний генсек Юрий Андропов дал указание разобраться в создавшейся в Узбекистане обстановке.
29 октября 1983 года по пути в Индию, сделав короткую остановку в Узбекистане, член Политбюро ЦК КПСС, первый заместитель председателя Совета Министров СССР Гейдар Алиев проинформировал Рашидова о нависшей над ним угрозе и на следующий день Шараф Рашидов нежданно скончался.
Бытует версия, что Ш.Ращидов покончил собой. После его смерти по указанию из Москвы в республике начались массовые гонения на партийные, советские и сельскохозяйственные кадры, вплоть до руководителей низшего звена, аресты, судебные процессы и «чистки». Всё это было названо «хлопковым» или «узбекским делом», а также «искоренением шарафрашидовщины». Тело покойного было перезахоронено, а его имя было предано анафеме.
Ситуация изменилась лишь в 1992 году, после обретения Узбекистаном независимости: президент Ислам Каримов в целях поддержания «антимосковских» настроений среди населения полностью реабилитировал бывшего руководителя республики. Именем его был назван один из районов Джизакской области, ряд улиц и учебных заведений, создан «Фонд Шарафа Рашидова». Старшая дочь Рашидова Сайёра была назначена Омбудсменом в парламенте страны, а зять - Вахидов - постоянным представителем Узбекистана в ООН. Эти акции вызвали одобрение среди широких слоёв населения Узбекистана.
Но долгий и возрастающий интерес к личности Ш.Рашидова, любые сравнения с ним явно оказались не по душе сегодняшнему главе Узбекистана. И вскоре был наложен фактический запрет на упоминание имени Ш.Рашидова, расформирован район, носящий его имя, упразднён и его Фонд.
Круглая дата рождения бывшего лидера Узбекистана, крупного государственного и партийного деятеля, писателя Шарафа Рашидова никак не была отмечена в республиканской прессе, или на собраниях общественности.
Разрешено было лишь провести поминальный плов для членов семьи, родственников и бывших соратников и воспитанников Шарафа Рашидова.
Фахриддин Файзиев