Узбекские власти опровергают сообщения о применении пыток в тюрьме Жаслык
Фергана.Ру Сегодня, 25 декабря, узбекские власти выступили с опровержением сообщения о применении пыток в тюрьме Жаслык, расположенной на плато Устюрт в Каракалпакстане, сообщает Херальд трибюн.
«Распространение информации об ущемлении прав и наличии систематических пытках по отношению к отбывающим наказание в учреждении УЯ-64/71, не имеет под собой никаких оснований», - заявил начальник организационно инспекторского управления ГУИН МВД Узбекистана Фаррух Мухаммедов.
Реакцию МВД Узбекистана спровоцировала статья на сайте Uznews.net «Пытки в Жаслыке: вместо кипятка теперь в ходу ледяная вода», в которой рассказывается о чудовищных издевательствах над заключенными в тюрьме Жаслык, где содержатся осужденные по религиозным и политическим мотивам. По словам родителя одного из узников Жаслыка, в условиях лютых холодов плато Устюрт, где морозы всю зиму держатся на минусовой отметке и доходят до минут 25 градусов по Цельсию, заключенных обливали холодной водой, открывали окна в камерах и заставляли их спать на ледяных сквозняках. В статье приводятся также и примеры жестоких избиений осужденных, ставших в результате инвалидами: одному сломали позвоночник, другому – ногу, третьему – челюсть.
«После того, как один осужденный из Ферганы так и не отказался от чтения намаза, ему сломали челюсть, в знак протеста против насилия он объявил голодовку и уже 80 дней требует встречи с прокурором. Но ее ему не дают и насильно кормят, делая при этом различные вливания уколами. Ферганец не знает, что за медикаменты в него вливают», пишет Uznews.net.
В августе 2006 года в тюрьме от систематических побоев и пыток скончался Бахтиер Джумаев, уроженец города Нукуса. Это не первая смерть в Жаслыке: свою всемирную известность тюрьма обрела после того, как в августе 2002 года здесь погибли двое заключенных. Как сообщала «Фергана.Ру», эксперты международной правозащитной организации «Human Rights Watch», исследовав тела погибших в Жаслыке заключенных Музаффара Авезова и Хусниддина Алимова, обнаружили на них следы побоев, издевательств и обваривания кипятком.
После того как в Узбекистане побывал специальный докладчик Тео Ван Бовен, ООН решило потребовать от правительства Узбекистана пересмотреть все судебные приговоры с 1995 года, вынесенные исключительно на основе признаний подсудимых, которые могли быть получены под пытками. Комитет ОНН выразил озабоченность многочисленными и последовательными сообщениями об особо жестоких пытках, и рекомендовал обеспечить защиту от репрессий для тех, кто обращается с жалобами на пытки, а также свидетелей, подтверждающих факты пыток в ходе следствия и в местах заключения. Тео Ван Бовен заявил тогда, что, по его мнению, пытки в Узбекистане носят системный характер, и рекомендовал вообще закрыть колонию Жаслык (УЯ 64/71), где с 1999 года содержатся сотни осужденных за «Посягательство на конституционный строй» и членство в запрещенных религиозных организациях.