22 november 2024




Новости Центральной Азии

Минфин Узбекистана обосновал неизбежность роста тарифов на энергоресурсы

24.10.2018 12:17 msk, Фергана

Политика Экономика Узбекистан

Здание Минфина Узбекистана. Фото с сайта Gazeta.uz
Минфин Узбекистана обосновал необходимость повышения тарифов на электроэнергию, газ, бензин и дизельное топливо, но пообещал, что правительство постарается смягчить последствия от их повышения для населения. Глава Минфина, заместитель премьер-министра Джамшид Кучкаров провел специальную пресс-конференцию, где объяснил, что без роста тарифов невозможно будет привлекать инвестиции в эти сектора энергетики, поскольку никакой инвестор не будет вкладываться в заведомо убыточные отрасли.

Кучкаров заявил, что повышение тарифов отличается от обычных подорожаний коммуналки в предыдущие годы, потому что оно осуществляется параллельно со стратегическими реформами в нефтегазовой и энергетических отраслях и в экономике в целом, а кроме того щадяще для рядовых потребителей. По словам главы Минфина, в целях социальной поддержки тарифы для населения вырастут только на 5-10%.

Министерство поделилось расчетами, которые должны подвести узбекистанцев к выводу, что разрыв между фактической стоимостью ресурсов и тарифами необходимо сокращать. Диспропорции в ценообразовании, подчеркнули в Министерстве, ведут к убыткам и долгам, которые ставят под угрозу существование целых отраслей.

Поскольку «безнадежные» долги ежегодно покрывались субсидиями или списывались за счет бюджета, это породило различные коррупционные схемы. В 2017 году были списаны «безнадежные» долги предприятий «Узбекнефтегаз» на 8 трлн сумов (курс доллара США на 24 октября составляет 8208.04 сума), в том числе «Узтрансгаз» — 7,5 трлн сумов и АО «Узнефтепродукт» — 0,5 трлн сумов. «Узтрансгазу» задолжали «Узбекэнерго», население, «Узкимёсаноат» и предприятия теплоснабжения, а «Узнефтепродукту» остались должны фермерские хозяйства.

Газ продается потребителям в среднем по цене 289,7 тысячи сумов за тысячу кубометров. Фактическая себестоимость его производства, с учетом доставки до конечного потребителя, — 612,8 тысячи сумов. Таким образом, с каждой тысячи кубометров реализуемого газа прямые убытки компании составляют 323,1 тысячи сумов, говорится в расчетах Минфина.

Средняя себестоимость выработки 1 кВт/час электричества на тепловых электростанциях и теплоэлектроцентралях составляет 193,2 сума при отпускной цене 228,6 сума, а за вычетом налога на добавленную стоимость — 190,5 сума. Следовательно, «Узбекэнерго» с каждого квт/часа получает убытки в размере 2,7 сума.

Установленная цена на автобензин марки АИ-80 — 3800 сумов/литр. При этом в процессе производства и доставки до потребителя убыток составляет 1414 сумов. При отпускной цене на дизельное топливо 4600 сумов/литр убытки достигают 1416 сумов.

Государство долгие годы помогало топливно-энергетического комплексу (ТЭК), выделяя из бюджета деньги на субсидии, налоговые льготы и другие преференции, но постоянные дотации пагубно отражаются на эффективности, заявили в Минфине Узбекистана, сославшись на мировой опыт. Потребителям невыгодно переходить на современные энергосберегающие технологии, низкие тарифы стимулируют беспечное, бесконтрольное расходование ценных, но дешевых ресурсов, а это в будущем угрожает «энергетической безопасности всей страны».

В проекте постановления правительства, опубликованном на сайте обсуждения законопроектов, прописано пошаговое повышение тарифов. Природный газ предложено сделать по 320 сумов за один кубометр (в эквиваленте 3,9 цента), что на 10% больше нынешнего, а на электричество — 250 сумов за кВт/час (в эквиваленте 3 цента, повышение составит 9,4%). На бензин и дизельное топливо предложено установить следующие тарифы: 4000 сумов за 1 литр бензина марки АИ-80 (в эквиваленте 48 центов), 4500 сумов — АИ-91 (54 цента), 4800 сумов — за 1 литр дизельного топлива (58 центов).

При этом в Минфине отмечают, что цены после повышения в Узбекистане все равно будут в разы ниже, чем в соседних странах. Так, в Казахстане газ стоит 9,3 цента за кубометр, в России — 10,1, Кыргызстане — 20,7. Электроэнергия в России стоит в среднем 5,8 цента за 1 кВт/час, в Казахстане — от 4,6 до 7,6, в Кыргызстане — от 1,12 до 3,15, в Таджикистане — 1,79 цента (заметим, что две последние страны производят дешевую электроэнергию на гидроэлектростанциях). В Казахстане цены на бензин марки АИ-91 и дизельное топливо составляют 41 и 52 цента за литр соответственно, в Кыргызстане — 63 и 65, в России — 62 и 69, в Таджикистане — 90 и 83 цента.

В законопроекте предложено в порядке эксперимента ввести базовую месячную норму потребления электроэнергии и газа на абонента: 300 кВт/ч электроэнергии и 1000 кубометров газа на абонента в течение пяти месяцев отопительного сезона и 250 кубометров — в остальное время, независимо от наличия счетчиков. Эксперимент может начаться с 1 января 2019 года в Юнусабадском районе Ташкента. Этот пункт законопроекта на сайте вызвал наибольшее количество откликов. Пользователи предложили правительству ввести не месячный, а годовой лимит, который позволит малообеспеченным семьям использовать зимой газ, сэкономленный весной и летом, посоветовали учитывать площадь проживания, а не просто число абонентов, и внесли ряд других предложений.

К повышению цен государство стало готовить население загодя. В конце сентября национальное информагентство республики «УзА» опубликовало редакционную статью, где говорилось о необходимости «пересмотреть систему установления тарифов, утверждения фиксированного размера социальной нормы потребления, исходя из опыта зарубежных стран». «Мы же должны платить за газ или свет, чтобы нашим детям и внукам не пришлось платить в два-три раза больше. Необходимо позаботиться о светлом и счастливом будущем тех, кого так сильно любим», — заявило «УзА».

Аналогичные доводы привело руководство Туркменистана, когда отменяло нулевые тарифы на газ. Глава государства Гурбангулы Бердымухамедов заявил, что введение новой «обоснованной системы» оплаты ресурсов необходимо, чтобы сохранить их для будущих поколений.

Международное информационное агентство «Фергана»






РЕКЛАМА