Парламенту Киргизии предложили вернуть мораторий на ловлю рыбы в Иссык-Куле
«В Иссык-Куле исчез чебак, в Сон-Куле не осталось пеляди и сига. Мы приближаемся к экокатастрофе», – заявил Турускулов. По сведениям депутата, мораторий на промышленный вылов рыбы в обоих озерах истекает в 2018 году. Однако информация о сроках моратория в открытых источниках очень противоречива.
Впервые мораторий на вылов рыбы в Иссык-Куле и Сон-Куле вводился в 1992 году, точный срок его отмены неизвестен. В 2003 году запреты начали вновь вводить, но сначала на местном уровне. Общегосударственный запрет во второй раз был объявлен в 2008 году. Тогда планировалось, что он будет двухлетним. В течение этого срока ловить рыбу на обоих озерах можно было только любительскими методами, а также в научных целях и целях воспроизводства.
Однако в 2011 году мораторий продолжал действовать, и власти Киргизии только обсуждали возможность его отмены или продления. В 2015 году сообщалось, что мораторий действовал до 2013 года, но его планируется продлить. В 2016 году снова говорили о пятилетнем мораторий, который на тот момент считался действующим.
В марте 2017 года директор Департамента пастбищ, животноводства и рыбного хозяйства Минсельхоза Самарбек Кучуков заявил, что срок действия моратория истек в 2013 году, но ловить рыбу все равно нельзя. Кучуков пояснил, что для окончательной отмены моратория необходимо принять специальный закон, а этого за четыре года сделано не было. Чиновник пояснил, что работа государственных органов длится долго, но процесс принятия закона идет.
Через год, в мае 2018 года, президент Киргизии Сооронбай Жээнбеков отменил указ от 2008 года о введении моратория. Некоторые эксперты называли это решение популистским, другие предполагали, что бумагу «подложили» президенту на подпись, и она была заверена без должного рассмотрения. И вот теперь депутат Турускулов заявляет, что мораторий еще только должен истечь.
Так или иначе, и чиновники, и независимые экологи неоднократно называли мораторий неэффективным. Рыбаки, занимавшиеся коммерческим выловом, в массе своей не сменили род деятельности, а превратились в браконьеров. Теперь их сложнее контролировать – нельзя остановить лов рыбы при нересте, нельзя запретить использовать те или иные орудия. Подчеркивается, что экспорт сетей в Киргизию за время действия моратория не только не прекратился, но увеличился. Современные пластиковые сети, которые теряют браконьеры, серьезно вредят экологии. Старые сети из натуральных материалов просто тонули и разлагались на дне, а новые долго плавают по поверхности. Запутавшаяся в них рыба разлагается, отравляя воду. Неоднократно высказывалось предложение запретить ввоз пластиковых сетей в Киргизию, однако это решение так и не было утверждено.
По состоянию на 2008 год, рыбные запасы Иссык-Куля и Сон-Куля оценивались в 700 тысяч тонн рыбы. Планировалось, что за пять лет моратория запасы увеличатся до 3,5 тысячи тонн. Реальные результаты моратория неизвестны, так как денег на научные исследования государство не выделило. Проводились лишь отдельные точечные исследования на гранты, показавшие, что в Иссык-Куле довольно высока численность рыб из рода икроедов (иссык-кульский губач, амурский чебачок, элеотрис), а также судака, который относится к числу хищников. Положительных результатов введения моратория исследователи не заметили.