В Узбекистане 77% объектов культурного наследия оказались без кадастровых документов
В частности, без кадастра в Ташкентской области оказались 0,1% от общего числа расположенных в регионе объектов культурного наследия, в Сырдарьинской — 4%, Самаркандской — 16%, Сурхандарьинской — 16%, Наманганской — 23%, в Ташкенте — 25%. В министерстве отметили, что регистрация объектов и постановка на государственный кадастровый учет является ключевым вопросом, поскольку кадастр - единственный документ, содержащий историю, владельца, границы, технический и правовой статус объекта.
Совещание в Минкульте носило критический характер и было посвящено рассмотрению проблем и недостатков, связанных с охраной историко-культурного наследия. В нем участвовали начальники региональных инспекций. Министр подверг их работу резкой критике. Он заявил, что работа по сохранению памятников ведется спустя рукава, а квалификация сотрудников инспекций не соответствует требованиям.
«Ответственные лица на местах не осуществляют совместную работу с Главным управлением по охране и использованию объектов культурного наследия. Вместо археологов, искусствоведов, музееведов, работают люди других специальностей, именно поэтому в этой сфере столько недочетов», - цитирует Сайфуллаева Turon24.uz. Отмечалось, что в 2017 году археологам разрешили провести 58 исследований, но по окончании работ они не законсервировали изученные ими объекты должным образом.
Министр выразил сожаление тем, что «ремонтные работы осуществлялись уличными строителями или наемной рабочей силой, [и] наши объекты культурного наследия пришли в плачевное состояние».
Бахтиёр Сайфуллаев. Фото с сайта Министерства культуры Узбекистана
Сайфуллаев отметил необходимость восстановления в стране мастерских по реставрации памятников старины, обеспечения их инструментами и оборудованием, а также организации учебных заведений по подготовке реставраторов. Он сообщил, что 30 декабря Минкульт заслушает отчеты начальников всех региональных инспекций о проделанной работе, а 2 января 2019 года их подвергнут аттестации.
По данным Минкульта, за последние два года в Узбекистане было зафиксировано 14 фактов нанесения объектам культурного наследия серьезного ущерба. Конкретные примеры не приводятся. Однако только в Самарканде в июне было выявлено несколько серьезных нарушений, после чего хоким (глава администрации) города Фуркат Рахимов распорядился остановить все строительные работы. В ходе проверок было выявлено, что хоким Самаркандской области Туроб Джураев за взятки выдавал разрешения на нелегальную застройку исторического центра Самарканда. Его арестовали. Минкульт пообещал восстановить историческую часть Самарканда, где были снесены памятники культурного наследия.