Таджикскому военкому простили участие в «облаве» на учителя
После инцидента, произошедшего несколько месяцев назад, Каримова уволили. На него также завели уголовное дело по статье о злоупотреблении полномочиями, по которой он мог попасть в тюрьму на срок до пяти лет. Но в итоге суд решил его не наказывать. «Прапорщик Каримов искренне раскаялся в содеянном и поэтому освободили от уголовной ответственности», — сообщил источник в суде Хатлонского гарнизона.
«Облаву» на учителя, 19-летнего Шамсулло Султонова, преподававшего в школе кишлака Лолазор, устроили в мае этого года. Сотрудники военкомата и представители местных властей явились в школу и насильно забрали его прямо с урока. Родственники Султонова после этого написали жалобу в прокуратуру. Там завели уголовное дело, но заявили, что учитель все равно должен служить в армии.
Ранее подобный случай произошел в одной из школ Восейского района. Прямо с урока забрали 22-летнего учителя, студента заочного отделения Кулябского госуниверситета Фируза Бобиева. Никаких повесток, по словам родственников, он не получал. Его забрали, несмотря на поддержку руководства школы и представителей местной власти, заявивших, что джамоат выполнил план по призыву.
В Таджикистане ежегодно призывают в армию около 16 тысяч человек. В стране насчитываются сотни тысяч человек призывного возраста, не имеющих оснований для освобождения от призыва. Однако они предпочитают уклоняться от службы в армии, где распространена дедовщина, которая приводит, в том числе, к смертельным случаям. Военкомы, чтобы выполнить план, прибегают к облавам — человека призывного возраста могут, например, забрать прямо из городского транспорта. «Невозможно выполнить план призыва без облав, никто не хочет идти в армию», — признавал источник в Душанбинском военкомате.
Под такие облавы нередко попадают люди с медицинскими противопоказаниями. Так, в Гиссарском районе недавно забрали больного эпилепсией — сотрудники военкомата и представители сельсовета увезли его из дома. По дороге молодой человек потерял сознание, его пришлось везти в больницу. Правительство Таджикистана заявляло о намерении пресечь эту практику, отмечая, что в 2016 году, в частности, за злоупотребления были уволены десятки военкомов. Однако облавы продолжались и в ходе последнего призыва.