Мирзиёев назвал бывших «хозяев» Ферганской области крысами
Мирзиёев посетовал, что за 27 лет в Фергане не было создано ни одного предприятия – работает только старый нефтеперерабатывающий завод, от которого нет никакой пользы. НПЗ не функционирует, как следует, потому что раньше им завладели «крысы», так называемые «ферганские невестки». При этом президент не назвал ни одной фамилии. «Надеюсь, вы понимаете, о ком говорю. Я сам себе обещал, что не буду произносить имени того «великого человека». Потому что судьба Шарофа Рашидова служит мне примером. То, что сделали с его именем. Я далек от этого. Никогда этого не будет. Но эти «крысы» разграбили Фергану, завладев тут всем», - заявил Мирзиёев.
Президент назвал группу людей, разворовавших Фергану, предателями родины. Он добавил, что если бы открыто рассказал о таких вещах в бытность премьер-министром, то «сейчас его бы тут не было». «Ни один депутат,… да и вообще никто не мог сказать и не говорил. Об этом только сейчас могу говорить открыто. Как бы это сегодня кому-то нравилось или не нравилось, но я чист перед своей совестью. Эта группа ограбила, обворовывала всю Фергану. Про кого я говорю, вы все прекрасно знаете. То время уже в прошлом. То время закончилось», - резюмировал президент.
Предположительно, речь идет о родственниках первого президента Узбекистана Ислама Каримова. Под «ферганскими невестками» подразумеваются вдова Ислама Каримова Татьяна и ее сестра Тамара Собирова, являющиеся уроженками Ферганской области. Под их покровительством с начала 2000-х годов многие предприятия региона были захвачены сыном Тамары Собировой, племянником первого президента страны Акбарали Абдуллаевым. В частности, под контролем семьи оказались Ферганский нефтеперерабатывающий завод (НПЗ), сеть гостиниц «Азия» в разных городах Узбекистана, Кувасайский цементный завод, ОАО «Фергана текстиль», фабрика «Silver Silk», ОАО «Кварц», ОАО «Кувасай текстиль», десятки торговых комплексов.
В 2013 году Абдуллаева арестовали, против него прокуратура Ферганы возбудила дело по статьям 164 («Хищение путем присвоения или растраты»), 184 («Уклонение от уплаты налогов или других обязательных платежей») и 210 («Получение взятки») Уголовного кодекса Узбекистана.
В январе 2015 года Абдуллаев был приговорен к 15 годам лишения свободы, но после переквалификации деяний срок был снижен, и в результате трех амнистий в конце августа 2016 года Абдуллаева освободили с учетом отбытого наказания. После смерти Каримова его племянник сделал новый паспорт и выехал из Узбекистана, где был объявлен в международный розыск. В 2017 году Абдуллаев с паспортом гражданина Доминиканы был задержан украинскими силовиками в аэропорту Киева. Узбекистан добивался экстрадиции предпринимателя, но получил отказ. Летом того же года, получив статус беженца в Украине, племянник Каримова скрылся. В настоящий момент его местонахождение неизвестно.
Политолог, научный сотрудник Школы Восточных и Африканских исследований Университета Лондона Алишер Ильхамов прокомментировал высказывание Мирзиёева о прежних «хозяевах» Ферганской области на своей странице в Facebook. «Пока не ясно, собирается ли Мирзиёев демонтировать наследство Каримова. Складывается паллиативная ситуация. С одной стороны, идут какие-то сигналы о «прозрении» верховного относительно его бывшего патрона. В отношении семейки он даже использует вполне ругательные слова - например, «крысы». С другой стороны, все эти слова произносятся пока на закрытых совещаниях, вдали от народа, в то самое время, как этот народ, подстегиваемый махаллинскими и прочими комитетами, продолжает оказывать почести бывшему. Если проводить аналогию с Хрущевым, то пока в Узбекистане не наступил свой 1956-й и Президент все еще не решается произнести речь, аналогичную той, которую произнес Никита Сергеевич на ХХ съезде КПСС. Боится, чего-то еще опасается, или все еще почитает?», - задается вопросом Ильхамов.
Ранее Шавкат Мирзиёев неоднократно критиковал прежнюю власть, в частности, изобличительные речи касались деятельности силовых структур. Верхушке службы национальной безопасности (ныне – службы государственной безопасности) Бухарской области глава государства пообещал «длительные тюремные сроки», руководство СНБ Сурхандарьинской области назвал «нечистью» и «предателями», а прокуроров старой системы – «самыми большими ворами».