Трамп признался в разочаровании Эрдоганом
Сначала американский президент отказался комментировать эту ситуацию, поскольку он принимает ее слишком «близко к сердцу», но затем добавил: «Я вернул ему кое-кого. Я очень разочарован в нем, но мы еще посмотрим, как все сложится».
Под возвращением «кое-кого» Трамп имел в виду содействие в освобождении 27-летней турчанки Эбру Озкан (Ebru Ozkan), которая была задержана израильской полицией 11 июня в аэропорту имени Бен-Гуриона в Тель-Авиве перед вылетом в Стамбул по подозрению в связях с террористическими организациями и угрозе безопасности Израиля. Она содержалась в израильской тюрьме Ха-Шарон до 12 июля, пока ее не выпустили после постановления об условно-досрочном освобождении.
Ее освободили, несмотря на протест военной прокуратуры, который был отклонен военным судом Израиля, сообщил Anadolu один из ее адвокатов Омер Хамайсе. Причем, из тюрьмы ее забрали сотрудники посольства Турции. Предполагалось, что до основного суда 29 июля Озкан внесет залог и будет дважды в неделю отмечаться в ближайшем полицейском участке, но 15 июля ее депортировали на родину. Израиль подтвердил, что американский президент принимал участие в ее освобождении, Анкара же отвергла даже попытки договориться об ответном освобождении Брансона.
Трамп уже не впервые сетует, что его хлопоты по этому делу пошли прахом. 20 августа в интервью Reuters он сказал, что уговорил израильские власти освободить турчанку в надежде, что это поможет с освобождением пастора, и тогда же заявил, что больше не пойдет ни на какие поблажки для Турции. «Очень печально, что Турция так поступает. Я думаю, что они совершают ужасную ошибку. Никаких уступок не будет», — заявил Трамп.
Из-за ареста пастора Вашингтон ввел санкции против турецких министров юстиции Абдулхамита Гюля и внутренних дел Сулеймана Сойлу. Затем США повысили пошлины на алюминий и сталь из Турции, после чего турецкая лира обвалилась почти вдвое, хотя в Белом доме уверяли, что повышение пошлин не связано с делом пастора. Ранее Трамп обещал урезать расходы на Турцию, которая «много лет использовала Соединенные Штаты», и ввести новые санкции. Эрдоган объяснял кризис в стране экономической «осадой» и обещал, что не поддастся на шантаж США. Эта риторика спровоцировала рост антиамериканских настроений в Турецкой Республике с публичным сожжением долларов и разбиванием айфонов на камеру.
Пастор Брансон, выходец из Северной Каролины, живет в Турции с семьей с 1993 года. Он возглавлял евангелическую общину в Измире, а в 2017 году был обвинен в связях с Гюленом, исламским проповедником, которого турецкие власти считают организатором неудавшегося государственного переворота 15 июля 2016 года. Основанием для его преследования стало сообщение, отправленное американским военным, в котором Брансон выражал сожаление о провале путча. В июле его перевели под домашний арест. Суд по его делу назначен на 12 октября, ему грозит до 35 лет тюремного заключения.