16 november 2024




Новости Центральной Азии

Пастафарианство оказалось одной из четырех существующих в Киргизии религий

Символ пастафарианства – Летающий макаронный монстр
В Киргизии существует четыре религии – ислам, христианство, буддизм и пастафарианство: пародийная религия поклонников Летающего Макаронного Монстра. Таковы результаты телефонного опроса, проведенного Коалицией за демократию и гражданское общество.

Опрос, результаты которого попали в распоряжение редакции «Ферганы», проводился в связи с подготовкой изменений в закон «О свободе вероисповедания и религиозных организациях». 91,6% респондентов заявили, что исповедуют ислам, 4,9% отнесли себя к различным конфессиям христианства, 2,8% заявили, что либо вообще не верят в высшие силы (атеисты), либо не считают себя способными судить об их существовании (агностики), 0,1% отказались отвечать на вопрос.

Из общей картины выбиваются две «альтернативные» религии, упомянутые некоторыми респондентами. 1,2% жителей Бишкека назвали себя буддистами, а крошечная доля жителей города Ош (точная цифра на диаграмме не видна) заявила, что считает себя пастафарианцами. Это обеспечило буддизму и пастафарианству попадание в список четырех существующих в Киргизии религий наряду с исламом и христианством.

Пастафарианство было придумано американским физиком Бобби Хендерсоном в 2005 году в знак протеста против введения в школьный курс концепции разумного творения жизни на Земле. Физик заявил, что лично он верит в Летающего Макаронного Монстра, а значит – идеи придуманного им культа тоже должны изучаться в школах. В последующие годы пастафарианство обрело большую популярность в интернете. Атеисты используют эту теорию, чтобы продемонстрировать абсурдность религиозных убеждений.

Тех граждан Киргизии, кто назвал себя последователями какой-либо религии, спросили, посещают ли они религиозные учреждения. Положительно на этот вопрос ответили 58,5% респондентов, причем оказалось, что мужчины посещают мечети и церкви значительно чаще женщин. Среди мужчин доля посещающих религиозные учреждения составила 84,9%, а среди женщин – 34,1%.

Самым популярным источником информации о религии для участников опроса оказались родственники и знакомые. На втором месте – члены религиозной общины. Телевидение и интернет занимают, соответственно, третье и четвертое места. И лишь пятым по значению источником является чтение религиозной литературы.


Диаграмма ответов о конфессиональной принадлежности

36,7% респондентов заявили, что уважают представителей других конфессий. 24% заявили, что представители других религий им безразличны. 22,2% охарактеризовали свое отношение к иноверцам как «терпимое», 15,3% признались в негативном отношении, а 1,8% не стали отвечать на вопрос.

Наконец, лишь 51,7% опрошенных сказали, что знают о существовании закона «О свободе вероисповедания и религиозных организациях». И только 11,3% знают, что в закон собираются внести поправки. Тем не менее, большинство опрошенных заявили, что согласны с поправками и поддерживают их.

В настоящее время религиозные вопросы контролируются в Киргизии властями меньше, чем в какой-либо из стран Центральной Азии. В стране действует большое количество религиозных движений и организаций, правда, они обычно вписывают свои учения в контекст ислама или христианства. Эти движения оказывают серьезное влияние на повседневную жизнь общества – они могут убедить владельца магазина отказаться от продажи сигарет или алкоголя, уговорить своих последователей не отдавать детей в школы или не делать им прививки. Планируемые поправки в законодательство ужесточают контроль над религиозной сферой, однако уже на этапе обсуждения власти пошли на некоторые уступки религиозным организациям. Так, изначально планировалось полностью запретить обход домов с проповедью религиозных учений. Но затем было решено разрешить обход домов не с целью проповеди, а с целью приглашения на собрания религиозной организации.

Международное информационное агентство «Фергана»






РЕКЛАМА