Трамп пригрозил экономить на Турции из-за пастора-заложника
«Турция много лет использовала Соединенные Штаты. Теперь они удерживают в заложниках нашего замечательного христианского пастора-патриота», — написал Трамп и добавил: «Мы не заплатим ничего за освобождение невиновного человека, но сэкономим (cutting back) на Турции».
Обещание прозвучало после того, как стало известно, что Турция покинула список крупнейших владельцев казначейских обязательств правительства США. Как следует из данных, опубликованных Минфином США, вложения Турции сократились на 42% за первое полугодие 2018 года, снизившись в июне до $28,8 млрд. В мае показатель составлял $32,6 млрд. Вложения снижались с ноября 2017 года.
Из-за ареста пастора Вашингтон ввел санкции против министра юстиции Турции Абдулхамита Гюля и главы МВД Сулеймана Сойлу. Накануне министр финансов США Стивен Мнучин заявил, что за этими санкциями последуют другие, если пастора немедленно не освободят, а вице-президент США Майк Пенс посоветовал Турции «не испытывать терпение» Трампа.
Глава МИДа Турции Мевлют Чавушоглу дал пресс-конференцию в Анкаре, где заявил, что «проблемы с США можно легко решить, но не при таком подходе, как сейчас», когда «США не видят, кто им настоящий друг».
В ответ на повышение вдвое пошлин на алюминий и сталь из Турции Анкара на $533 млн повысила пошлины на 22 вида импортируемых американских товаров, в том числе табак, алкоголь, автомобили, косметические изделия, рис и фрукты. Президент Реджеп Тайип Эрдоган призвал к бойкоту продукции Apple, после чего крупные турецкие ритейлеры перестали принимать на нее заказы, а в соцсетях стали появляться видеоролики турецких «патриотов», раскалывающих iPhone кувалдой.
Пресс-секретарь Белого дома Сара Сандерс назвала ответные меры ошибкой Турции и подчеркнула, что повышение пошлин не связано с делом пастора, так что обещание США снять санкции в случае освобождения священника не вызовут роста лиры.
Повышение пошлин обвалило турецкую валюту до семи лир за доллар. Это вызвало очередное обесценивание российского рубля и валют стран Центральной Азии, а также существенно сократило доходы работающих в Турции мигрантов, в том числе из Узбекистана и Туркмении.
Пастор Брансон, выходец из Северной Каролины, живет в Турции с семьей с 1993 года. Он возглавлял евангелическую общину в Измире, а в 2017 году был обвинен в связях с Гюленом, исламским проповедником, которого власти Турции считают организатором неудавшегося государственного переворота 15 июля 2016 года. Основанием для преследования пастора стало сообщение, отправленное американским военным, в котором Брансон выражал сожаление о провале путча. В июле его перевели под домашний арест. Суд по его делу назначен на 12 октября, ему грозит до 35 лет тюремного заключения.