Мирзиёев раскритиковал чиновников за пустопорожние поездки за границу в поисках инвестиций
На совещании с участием правительства, руководителей государственных органов, хокимов и дипломатов особой критике подверглись чиновники хокимиятов (администраций) Ферганской, Андижанской, Наманганской, Хорезмской областей и Республики Каракалпакстан, которые в зарубежных поездках ограничили переговоры о сотрудничестве проектами по производству стройматериалов и текстиля и переработке плодоовощной продукции, упустив возможности в сферах фармацевтики, электротехники и машиностроения.
Мирзиёев заявил, что у этих делегаций не было целевой программы, иностранцам не представлены конкретные сведения об экономическим потенциале регионов, отдельные договоренности остались на бумаге. В пример была приведена мартовская поездка в Бельгию делегации от Наманганской области, которая подписала соглашение на $3 млн по строительству животноводческого комплекса на 200 голов крупного рогатого скота в Нарынском районе, но реализация проекта за пять месяцев так и не началась.
Комитету по инвестициям и МИД поручено требовать от чиновников презентаций перед заграничными командировками о целях визитов, предлагаемых проектах и ожидаемых практических результатах, поскольку делегации в таких служебных поездках «гонятся за количеством договоров», не нацелены на конкретный результат, а в отчетах указывают абстрактные культурно-гуманитарные договоренности. Кроме того, президент поручил ужесточить контроль за исполнением «дорожных карт» и отраслевых графиков по таким соглашениям.
На совещании обсуждалось распределение задач по инвестпроектам, координировать которые должны не только Государственный комитет по инвестициям и отраслевые ведомства, но и правительство и советники президента, например, премьер должен координировать привлечение инвестиций по 144 проектам, его первый зам - по 18.
Каждый ответственный за реализацию проектов руководитель должен разработать график еженедельных выездов в регионы для бесед с инициаторами проектов и решения выявленных проблем. Комитету по инвестициям совместно с Министерством по развитию информационных технологий поручено внедрить автоматизированную систему мониторинга проектов, без которой, по словам Мирзиёева, невозможно своевременно выявлять проблемы в этой сфере и оказывать практическую помощь иностранным инвесторам. В Джизакской области намечено проведение Международного инвестиционного форума и Национальной выставки товаропроизводителей.
На сайте президента сообщается, что у страны есть перечень из 849 проектов общей стоимостью $64 млрд долларов с участием прямых иностранных инвестиций. В июне на совещании у Мирзиёева сообщалось, что есть первичные договоренности о 182 проектах стоимостью $17 млрд, но их освоение требует бизнес-планов и подготовки технической и экономической документации. Узбекский президент не впервые критикует отсутствие документации под проекты. В июле он подверг обструкции принцип «сперва получим средства, а потом будь что будет».
Основным прямым инвестором Узбекистана в первом квартале 2018 года стали США, обеспечив 28%. От американцев инвестиции получены под нефть, химию, энергетику, фармацевтику, здравоохранение, сельское хозяйство, машиностроение и гражданскую авиацию. На втором месте – Китай и Великобритания, вложившие по 10%, на третьем Британские Виргинские острова (8%), на четвертом – ОАЭ и Россия (6%), пятое место заняла Турция, на долю которой приходятся 5%. Всемирный банк в мае выделил Узбекистану 940 млн долларов на четыре проекта в области улучшения энергоэффективности, плодоовощеводства и услуг экстренной медицинской помощи.