Президенты пяти стран подписали Конвенцию о разделе Каспия
Президенты пяти прикаспийских государств — Азербайджана, Ирана, Казахстана, России и Туркменистана — подписали конвенцию о разделе Каспия. Об этом сообщает Tengrinews. Документ был утвержден на саммите в Актау 12 августа.
Президенты пяти стран, подписавших Конвенцию о разделе Каспия. Фото с сайта Svoboda.org
Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, анонсируя накануне подписание документа, назвал это историческим решением, отметив, что переговоры, касающиеся судоходства, использования ресурсов и других вопросов, велись на протяжении 20 лет.
«Конвенция — своего рода конституция Каспийского моря. Заключив конвенцию, мы создаем базу для сотрудничества. Особое внимание в конвенции уделено обеспечению безопасности на Каспийском море», — заявил он.
Вопрос о правовом статусе Каспийского моря оставался неурегулированным после распада Советского Союза. Частично он определялся устаревшими соглашениями между СССР и Ираном, частично — двусторонними договоренностями. Помимо прочего сложности были связаны с формальным определением Каспия — в зависимости от того, считали ли его озером или морем, его разграничение регулировалось разными положениями международного права.
Спорный статус был поводом для конфликтов при использовании ресурсов, например, между Азербайджаном и Ираном в начале 2000-х годов. Всего доказанные ресурсы нефти и газа там оцениваются в 4 миллиарда тонн условного топлива, прогнозные запасы — в 18 миллиардов тонн. Там также сконцентрировано большинство мировых запасов осетровых.
Предметом споров, в частности, был механизм раздела Каспия. Некоторые страны, в частности, Азербайджан, предлагали разделить на национальные сектора и дно, и акваторию. Альтернативное предложение заключалось в том, чтобы разделить так только дно, а водное пространство оставить в общем пользовании. Иран выступал против деления моря по срединным линиям (границам, зависящим от протяженности побережья), поскольку оказывался в невыгодном положении, и предлагал поделить его на равные части.
Конвенция, опубликованная, в частности, правительством России, предусматривает, что каждая страна устанавливает территориальные воды в 15 морских миль, отмеряемые от исходных (береговых) линий. Их внешние границы считаются государственными границами. Кроме того, каждая страна устанавливает рыболовную зону в 10 морских миль, прилегающую к территориальным водам. Она получает там исключительное право на промысел биологических ресурсов.
Разграничение дна и недр полностью не конкретизировано. Согласно конвенции, раздел на такие сектора «осуществляется по договоренности сопредельных и противолежащих государств с учетом общепризнанных принципов и норм международного права в целях реализации их суверенных прав на недропользование и на другую правомерную хозяйственно-экономическую деятельность». Если государство прокладывает трубопровод по дну моря, то должно согласовывать это со странами, по секторам которых проходит маршрут.
Страны регламентируют судоходство в своих территориальных зонах. За этими границами судоходство осуществляется в свободном режиме. Конвенция также запрещает нахождение на территории Каспия вооруженных сил государств, не относящихся к каспийскому региону.