Правозащитники попросили Генпрокуратуру опротестовать «беспрецедентно мягкий» приговор сотрудникам детдома в Маргилане
В письме указано, что «граждане возмущены мягкостью приговора не столько за должностные преступления, сколько за издевательства над беззащитными детьми, которые оказались практически в плену животных инстинктов сотрудников» детдома.
Руководство и сотрудники детдома обвинялись в хищении денег, выделенных государством и международными организациями, а также в сексуальном и физическом насилии над воспитанниками. «Случившееся в городе Маргилане свидетельствует о полном бездействии органов опеки и попечительства, органов народного образования и других контролирующих органов, которые обязаны были осуществлять надзор за деятельностью руководства данного дома милосердия», — говорится в обращении.
Между тем, Ферганский областной суд, как указали правозащитники, не дал оценку бездействию вышестоящих, контролирующих это учреждение органов опеки и попечительства, а также органов народного образования. Суд должен был также вынести определение в отношении Министерства народного образования о привлечении к мерам дисциплинарного воздействия причастных к случившемуся ответственных лиц.
В обращении к генпрокурору содержится просьба опротестовать приговор и оценить бездействие всех ответственных за эти преступления лиц, а также инициировать в Законодательную палату Олий Мажлиса предложение ужесточить уголовное наказание за умышленные преступления в отношении несовершеннолетних. Кроме того, ИДПЧ призвал провести повсеместную проверку домов милосердия в Узбекистане с привлечением общественности и выразил готовность принять участие в этой проверке.
Институт демократии и прав человека — НПО, учрежденное в Узбекистане в 2015 году для «развития демократических принципов в государственной власти, управлении и обществе, пропаганды защиты культуры прав человека, содействия неуклонному соблюдению демократических принципов в управленческой деятельности государственных органов и других организаций».
Проверки в Маргиланском детском доме начались в декабре 2017 года после публикаций, в которых утверждалось, что директор превратил детдом в притон, где девочек-подростков заставляли заниматься проституцией. Сотрудников детдома судили по девяти статьям, в том числе хищение, злоупотребление властью, должностные халатность и подлог, истязание, понуждение женщины к совершению аборта, вовлечение несовершеннолетнего в антисоциальное поведение, развратные действия и вступление в половую связь с несовершеннолетними.
Самые длительные сроки — по четыре года лишения свободы — получили бывший директор дома милосердия Камол Якубов и его заместитель Собиржон Усманов. Фельдшер Ихтиёр Юлдашев, который, как и Усманов, совершал с воспитанниками «развратные действия без применения насилия», получил 3,5 года. Воспитателям и кормилицам, жестоко обращавшимся с воспитанниками, дали по три года тюремного заключения.
После этого и других аналогичных резонансных расследований в начале июля прокуратура Узбекистана решила установить камеры видеонаблюдения в детских домах и школах-интернатах по всей стране.