В Дашогузе поставили охрану вдоль водоотводных каналов
Этому предшествовал устный запрет для местных жителей или фермерских хозяйств на подачу воды насосами. После были учреждены бригады по два человека, которые ежедневно и круглосуточно дежурят и ведут наблюдения за каналами длиной в 100 км и более.
Охрана выставлена в районе имени Сапармурата Туркменбаши на территории, принадлежащей семи фермерским хозяйствам, выращивающим рис. Эти земли, хозяева которых, по заверению местных жителей, имеют связи в руководстве страны, обильно поливаются, что стало одной из причин нехватки воды и привело к усилению контроля за ее расходом. Использовать воду из каналов запрещено хлопководам в районах Губадаг, Болдумсаз, Конеургенч.
В 2018 году вода в поливные каналы поступила с запозданием — не в начале февраля, а в марте, подача же воды для промывки хлопковых полей запоздала на два месяца. Из-за засухи воды в каналах стало меньше, например, в канале Ханяп, ведущем в район Туркменбаши, объем сократился на 80%. Фермеры района Акдепе Дашогузской области жалуются, что на некоторых хлопковых полях полива не было еще ни разу.
Отсутствие воды приводит к низкой урожайности, в то же время, по сообщению других источников издания в Дашогузе, арендаторов земель, которые не выполнили план по сбору урожая пшеницы, обязывают за счет собственных средств возмещать недостачу указанного в контракте объема. Дашогузские фермеры утверждают, что арендаторов заставляют погашать задолженность перед государством разными способами: пенсионеры должны перечислять средства из пенсий, другие — продавать имущество.
Десятки арендаторов были вызваны в прокуратуру из-за невыполненного плана, а у некоторых проведены обыски, поскольку прокуратура заподозрила, что они, сговорившись с комбайнерами, выгрузили урожай у себя дома. От фермеров требуют устанавливать на сельскохозяйственной технике камеры наблюдения для предотвращения воровства урожая.
По данным источника, в области должны государству остались около 90% арендаторов. «Даже солома, оставшаяся от пшеницы, вышла некачественной. Если соломы было бы достаточно, то можно было бы продать хотя бы ее и как-то возместить недостачу по пшенице», — рассказал фермер. Дела фермеров переводят в суды, которые обязывают гасить задолженность, а у тех, кто не может расплатиться, имущество конфискуют в пользу государства.
Невыполнение плана по сбору урожая сначала замалчивалось государственными СМИ, а негосударственные сообщали о засухе, давлении на фермеров, сборе недозревшей пшеницы и посевной хлопчатника на тех же полях. Только 28 июля в правительственной газете «Нейтральный Туркменистан» появилась информация, что план по сбору 1,6 миллиона тонн пшеницы выполнить не удалось. В течение нескольких лет ежегодный план по зерну в Туркменистане составляет 1,6 миллиона тонн, по хлопку — 1,5 млн тонн.