Иран заявил протест таджикскому послу по поводу обвинений в подготовке террористов
Официальный представитель МИД этой страны Бахром Касеми (Bahram Qassemi) уточнил, что департамент по делам Евразии заявил таджикскому послу «решительный протест против поведения властей республики» и «ложных обвинений» в том, что террористы, готовившие нападение, имели какое-либо отношение к Ирану.
Касеми уже приходилось выступать с опровержениями существования на территории страны военно-диверсионных баз, теперь протест иранской стороны оформлен в виде ноты, которая должна быть доведена до сведения правительства Таджикистана.
По словам Касеми, таджикскому дипломату на встрече было разъяснено, что ошибочные обвинения будут стимулировать и поощрять такфиризм — радикальную исламистскую идеологию, которая отличается от других обвинением в неверии мусульман. Глава департамента МИД по делам Евразии выразил готовность содействовать в противодействии террористам — приверженцам такфиризма — для укрепления стабильности в регионе.
В Дангаринском районе Хатлонской области Таджикистана 29 июля террористы намеренно сбили автомобилем группу иностранных туристов, четверо из которых погибли, двое получили ранения. Ответственность за теракт взяла на себя запрещенная террористическая организация «Исламское государство Ирака и Леванта» (ИГИЛ, ИГ, ISIS или IS англ., Daesh араб., ДАИШ), однако МВД Таджикистана связало нападение с деятельностью запрещенной в стране оппозиционной Партии исламского возрождения (ПИВТ).
Утверждалось, что арестованный после теракта Хусейн Абдусамадов, названный лидером террористической ячейки, получил идеологическое и военно-диверсионное обучение в Иране. Членом ПИВТ таджикские власти назвали и заказчика теракта Носирхуджу Убайдова по прозвищу Кори-Носир, с 2015 года объявленного в международный розыск. Эксперты по Центральной Азии выражали недоумение этими обвинениями, поскольку Иран считается одним из ведущих акторов борьбы с ИГ, к тому же в показаниях Абдусамадова были перепутаны географические названия и даты.
Таджикские власти и ранее обвиняли Иран в финансировании громких убийств и заявляли о заговоре с запрещенной ПИВТ. В руководстве ПИВТ считают, что нападки на Иран отражают потребность президента Таджикистана Эмомали Рахмона во внешнем враге, функцию которого прежде выполнял Узбекистан. Между тем отношения Таджикистана с Ираном ухудшились раньше, еще до смены власти в Узбекистане — после того, как в конце 2015 года Тегеран пригласил на международную конференцию лидера ПИВТ Мухиддина Кабири, и тот провел встречу с духовным лидером Ирана аятоллой Али Хаменеи. В ответ МИД Таджикистана вручил послу Ирана ноту протеста, а глава Совета улемов Исламского центра Саидмукаррам Абдукодирзода обвинил Иран в «пособничестве террористам».