Рост цен на услуги в Узбекистане стал причиной сохранения высокой инфляции
Годовая инфляция в Узбекистане сохранилась на высоком уровне за счет роста цен на услуги. Об этом говорится в обзоре денежно-кредитной политики Центробанка Узбекистана за первое полугодие 2018 года.
В январе 2018 года годовая инфляция достигла своего пикового значения на отметке 20,1%, после чего начала снижаться и составила 17,7% в июне, отмечается в документе. При этом в июне 2017 года этот показатель составлял 13,6%. «Сравнительно высокие показатели годовой инфляции в первом полугодии текущего года отчасти связаны с эффектом низкой базы в соответствующем периоде предыдущего года. При этом в условиях отсутствия негативных шоков данный эффект будет способствовать постепенному снижению годовых темпов роста индекса потребительских цен во втором полугодии 2018 года», - говорится в обзоре.
Изменение индекса потребительских цен в первых полугодиях 2017 – 2018 года. Диаграмма из доклада ЦБ Узбекистана
При этом аналитики Центробанка отмечают, что в структуре инфляции произошли существенные изменения. Если в первом полугодии 2017 года инфляционное давление в основном создавалось со стороны продовольственных цен, то в первом полугодии текущего года рост продовольственных цен замедлился в два раза и составил 4,6%, тогда как рост тарифов на услуги удвоился и составил 8%.
Накануне Госкомстат Узбекистана опубликовал данные по инфляции в потребительском секторе за июль, согласно которым средний индекс цен на товары и услуги в прошедшем месяце снизился на 0,3%. Второй месяц подряд зафиксирована дефляция, которая, как отметили в ведомстве, обусловлена снижением цен на продовольственные товары, тогда как непродовольственные товары и услуги, напротив, выступили в качестве инфляционного фактора. В целом за январь-июль уровень инфляции в потребительском секторе составил 5,9%.
Лидерство по росту цен из основных подгрупп продовольственных товаров в июле принадлежало крупам и бобовым (1,9%), по снижению цен — картофелю, овощам и фруктам (27,5%, 14,3% и 13,0%). Цены на непродовольственные товары существенных изменений не претерпели, за исключением цен на уголь (выросли на 74%) и пропан для автомобилей (выросли на 19%).