Стражи Исламской революции раскритиковали правительство Ирана за экономический кризис
Джафари также рекомендовал президенту публично выразить свое недовольство относительно недостатков и неправильного управления экономикой со стороны его собственной администрации. «Принятие важных решений в нынешней сложной ситуации в целях противодействия экономическому давлению врагов требует революционной решимости и решительных действий против праздности и слабости некоторых ответственных работников, чтобы жители [Ирана] были уверены в разумное управление со стороны вашей администрации», — отметил командующий КСИР. Он подчеркнул в своем письме, что граждане страны «с нетерпением ждут революционных решений от своего президента».
В последние месяцы в Иране наблюдается резкий рост стоимости иностранных валют на «черном рынке» и цен на золотые монеты. Неофициальная стоимость одного доллара в конце июля достигла отметки 112 тысяч риалов, в то время как еще в феврале-начале марта она не превышала 50 тысяч риалов. Официальный же курс составляет около 44 тысяч риалов за доллар. В свою очередь правительство в последние дни задержало не менее 29 предпринимателей, занимающихся нелегальным обменом валюты, обвинив их в «подрыве экономики».
Цена золотых монет в Иране также взлетела, достигнув 45 миллионов риалов за стандартную монету «Эмами». Цена золотой монеты «Бахар Азади» («Весна свободы»), отчеканенной Центральным банком Ирана, за последние два месяца почти удвоилась.
Между тем, наблюдается ажиотаж на покупку долларов среди рядовых иранцев, которые боятся еще большего падения стоимости своих активов и роста цен на товары даже отечественного производства. Покупательная способность иранцев в последние месяцы резко упала, так как рост заработной платы значительно отставал от повышения цен.
Значения иностранных валют начали расти в Иране после того, как США вышли из ядерной сделки с Ираном в мае этого года и объявили о планах новой волны санкций против Исламской республики.
В июле духовный лидер Ирана аятолла Сейед Али Хаменеи в очередной раз заявил, что Евросоюз должен гарантировать экономические выгоды Ирану от ядерной сделки, которая носит название Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД). Кроме США, гарантами выполнения условий СВПД являются Германия, Франция, Великобритания, Россия и Китай. У стран Евросоюза в Иране в настоящее время — наиболее крупные экономические проекты из всех стран-гарантов ядерной сделки. Так, французская компания Total еще летом 2017 года подписала с иранцами договор на добычу газа на крупнейшем в мире месторождении «Южный Парс».
Напомним, что СВПД был подписан в июле 2015 года. В соответствии с ним Иран согласился не обогащать уран свыше 3,67 процента в течение 15 лет, на протяжении которых запасы низкообогащенного урана в Иране не должны превышать 300 килограммов. При этом вся работа по обогащению и исследовательская деятельность должна вестись исключительно на объекте в городе Нетензе. Также Тегеран согласился, чтобы МАГАТЭ в течение 25 лет следило за тем, чтобы весь урановый концентрат, произведенный в Иране или полученный из других источников, был доставлен на завод по переработке урана в Исфахане. Кроме того, по СВПД Иран увеличил до 130-150 человек квоту инспекторов МАГАТЭ, которым разрешено работать на территории Исламской республики. В свою очередь Евросоюз снял с Ирана санкции в отношении банковских операций, страхования и доступа к международной системе платежей SWIFT, а также отменил свои ограничения на импорт нефти и газа из Ирана и экспорт в эту республику оборудования для их добычи.