Бывший директор Нукусского музея высказалась против реставрации «Бабы с ведрами» в Москве
«Этого делать не стоит, потому что, все должно быть под наблюдением администрации музея. И плюс надо учить наших молодых реставраторов. Мы же в прошлом работали, у нас были многомесячные стажировки, и сами реставраторы приезжали к нам и с нашими специалистами работали в Узбекистане», — сказала Бабаназарова.
Она также сообщила, что сразу после происшествия ее пригласили на осмотр повреждений картины. Она испытала шок от увиденного: «Картина вся в осыпях. В нескольких местах осыпался красочный слой. Появились белые пятна, то есть виден грунт. Вымыло всю краску». По оценке Бабаназаровой, степень повреждения работы составляет 50%. В министерстве степень повреждения оценили в 30-35%.
Бабаназарова рассказала, что на обсуждении ситуации в музее выяснилось, что подобные происшествия происходили и раньше. «В музее до этого были затопления документации. Но что странно, об этом никто ничего не знал. Я просто как музейный руководитель, который работал по инструкции, знаю, что в таких ситуациях надо давать информацию руководству», — отметила она.
По словам бывшего директора музея, руководство министерства культуры узнало о происшествии после ее звонка замминистра культуры. Ранее замминистра культуры Камола Акилова сообщила о том, что о ЧП в музее узнала из соцсетей.
По словам Бабаназаровой, в свое время она договорилась с проектировщиками здания, что в музее будет не водяная, а газовая система пожаротушения. Почему в итоге установили водяную систему тушения, ей неизвестно.
О том, что в Нукусском музее из-за срабатывания системы пожаротушения водой залило картину Александра Шевченко «Баба с ведрами», стало известно 19 июля. Первым об этом сообщил на своей странице в Facebook гражданский активист Мурат Сарсенов. Сам музей отреагировал на инцидент лишь пять дней спустя после происшествия, заявив, что картина подлежит восстановлению. Позже в учреждение с проверкой прибыли сотрудники Генпрокуратуры. В министерстве культуры заявили, что обратились в Пушкинский музей в Москве с просьбой помочь с реставрацией картины. Расходы на восстановление картины взяла на себя строительная компания, установившая водяную систему тушения в музее.
После инцидента активисты и известные общественные деятели запустили кампанию с требованием навести порядок в музее и вернуть в него его бывшего директора Маринику Бабаназарову.