Казахстанский адвокат подала жалобу на письмо с оскорблением из прокуратуры
Ответ на жалобу прокурору на бездействие следователя по уголовному делу, составленный на официальном бланке районной прокуратуры, был получен адвокатом через портал электронного правительства. Исполнителем в письме значится И.Кумисбеков, а документ заверен электронной подписью Ербола Кулбаева. «Кумисбеков — это сотрудник прокуратуры, исполнитель, изучавший дело, а ответ подписал и.о. прокурора Кулбаев с использованием электронной подписи», — пояснила Айман Умарова «Фергане».
Сайту Zakon.Kz она сказала, что Кумисбеков «тоже должен ответить за это». «Я сделала вывод, что они все нас обзывают. Смеются над нами», — заявила адвокат и пообещала подать в суд на сотрудников прокуратуры за нанесение морального вреда. «Я все доказательства их поступка нотариально заверила, потому что иначе они могли все удалить. Все треки сохранены», — отметила Умарова. Защитница решила «занять принципиальную позицию» и твердо намерена довести дело до суда. Она добавила, что удовлетворилась бы объяснениями и извинениями, если бы они пришли на второй или третий день после отправки письма, но поскольку все осталось без изменений, ей пришлось показать письмо клиенту.
При этом «Пупкина Залупкина» написано без дефиса. Если предположить, что составлявший документ следовал нормам современной русской орфографии, то это имя и фамилия, а не двойная фамилия. При этом настоящая фамилия адвоката тоже упоминается в письме, а оскорбившее ее словосочетание употреблено в обращении: «Уважаемая Пупкина Залупкина».
Письмо из прокуратуры, полученное Умаровой
Умарова нотариально зарегистрировала жалобу на такое обращение, пояснив, что особенно оскорбительной она считает вторую часть словосочетания. В размещенном ею скриншоте словарной статьи уточняется, что «залупа — это головка мужского полового члена». В комментарии телеканалу КТК юрист заметила, что этот ответ, по ее мнению, «показывает отношение сотрудников прокуратуры к проблемам людей». «В данном случае не просто формальный ответ, а ответ, содержащий, на мой взгляд, оскорбление», — добавила Умарова.
Адвокат пояснила, что ответ прокуратуры Бостандыкского района был дан по ее жалобе на бездействие следователя УВД, который почти два года расследует уголовное дело, возбужденное по факту смерти шестилетней Эвелины Янушайте по статье 317 ч.3 Уголовного кодекса Казахстана («Ненадлежащее выполнение профессиональных обязанностей медицинскими работниками, повлекшее смерть»).
Эвелина Янушайте умерла осенью 2016 года от молниеносной формы рака крови (острого лимфобластного лейкоза). После ее смерти была создана комиссия Управления здравоохранения Алма-Аты, которая пришла к выводу, что лейкоз имел острое начало и молниеносное течение, поэтому девочка погибла через неделю от начала заболевания. В то же время на этапе лечения малолетней пациентке ставили разные диагнозы от ангины до стоматита. Заместитель руководителя Управления здравоохранения Алма-Аты Багдагуль Абдрасилова доказывала, что лейкоз может иметь симптомы этих болезней, и его начало протекать как ангина, стоматит, а затем, по мере распространения раковых бластных клеток в организме, поражается легочная ткань.
Завкафедрой инфекционных детских болезней Казахского Национального медуниверситета Адиль Катарбаев назвал случай девочки «особым», объяснив, что клиническая картина острого лейкоза не успела развиться. «В данном случае у ребенка были метастазы, поражение надпочечников, все это приводит к тому, что не только эндокринная система не реагирует как положено в таких случаях, плюс ко всему развивалось вторичное иммунодефицитное состояние», — сказал врач.
У семьи экспертиза вызвала сомнения, и защитница настаивает, что у девочки не было лейкоза. «Ни один анализ не был взят перед тем, как ребенка положили на операционный стол. Ставили несколько разных диагнозов, ничего из этого не подтвердилось», – сообщила адвокат в интервью Zakon.Kz.
В ответе надзорного ведомства говорится, что прокуратура изучила уголовное дело по факту смерти Янушайте, отменила прекращение производства следователем при районном УВД и взяла его на контроль. О результатах расследования и.о. районного прокурора Кулбаев пообещал уведомить адвоката в установленном порядке. Как отметила Умарова, новым в этом письме было только обращение «Пупкина Залупкина», остальной текст слово в слово воспроизводил старый ответ, данный шесть месяцев назад.