Управление ООН по правам человека порекомендовало Таджикистану пересмотреть приговор Хайрулло Мирсаидову
Глава центральноазиатского отделения управления ООН Ришард Коменда назвал наказание, которое назначил Мирсаидову суд, «крайне суровым и откровенно несоразмерным» и счел его еще одним признаком «все более ужасающей ситуации со свободой выражения мнений в Таджикистане». В заявлении говорится, что Таджикистану следует пересмотреть приговор Мирсаидову «с целью обеспечения соразмерности результата судебного разбирательства предполагаемому преступлению».
Мирсаидов в заявлении назван «известным и уважаемым независимым журналистом», а обвинения, предъявленные ему, связываются с его открытым письмом к властям республики, в котором он обвинил областного чиновника в коррупции. Управление «глубоко обеспокоено тюремным заключением Мирсаидова, что может серьезно усилить подавление журналистской деятельности в стране», отмечается в документе.
Управление Верховного Комиссара ООН по правам человека отметило, что таджикский президент и правительство за последние несколько лет агрессивно преследуют независимых журналистов, правозащитников и адвокатов только за то, что они выполняют свои профессиональные обязанности. Это приводит к «широкомасштабной самоцензуре и закрытию независимых новостных изданий», и суд над Мирсаидовым «является лишь последним проявлением этой тенденции и еще больше отодвигает Таджикистан от реализации многочисленных рекомендаций, полученных от правозащитных механизмов ООН», говорится в заявлении.
ООН будет отстаивать международные обязательства в области прав человека, в том числе «обеспечения свободы выражения мнений, ассоциаций, собраний и свободу религии в соответствии с международными нормами прав человека» с учетом рекомендации осудить преследование журналистов, данной Таджикистану в 2016 году специальным докладчиком по защите права на свободу выражения мнений.
Напомним, 11 июля Худжандский городской суд назначил Мирсаидову наказание в виде 12 лет лишения свободы с отбыванием наказания в колонии усиленного режима, запретив заниматься общественной деятельностью в течение двух лет после выхода на свободу. Гражданские активисты считают, что дело Мирсаидова связано с его обличениями коррупции в Таджикистане. В Генпрокуратуре республики восприняли публикации, осуждающие приговор журналисту, как «воспрепятствование осуществлению правосудия» (статья 345 Уголовного кодекса республики).
С осуждением приговора выступили уполномоченный по свободе СМИ ОБСЕ Арлем Дезир, международные организации «Комитет по защите журналистов» (CPJ), «Репортеры без границ», посольства Великобритании, Германии, Франции, США и представительство Евросоюза в Таджикистане.