В правительстве Узбекистана объявили о победе над шпаргалками и «помогалами» на вступительных экзаменах
Условия организации тестовых испытаний при приеме в вузы, по словам министра, изменены, чтобы исключить списывание. При этом, предупредил он, мошенники могут предлагать помощь при поступлении, а затем «придумывать байки о том, что что-то пошло не так». Ином Маджидов попросил не пользоваться их услугами и подчеркнул, что условия контроля больше не позволяют «помочь поступить».
Министр назвал коррупцию во время сессий «следствием спроса со стороны студентов без достаточной базы знаний и предложения со стороны недобросовестных преподавателей». «Зарплата — важный, но не единственный фактор. Должны быть моральные и этические нормы у преподавателей. Это можно решить путем ужесточения отбора, требований и системной работы», — подчеркнул министр.
В том же интервью Ином Маджидов отметил, что суперконтракты в вузах, позволяющие поступить абитуриенту, недобравшему баллов, придуманы для того, чтобы «разрушить стереотип о том, что для поступления в университет нужно кому-то заплатить взятку».
С 2017 года узбекские вузы получили возможность набирать студентов сверх установленных квот по «суперконтрактам»: абитуриентов, которым для поступления не хватило до четырех баллов от суммы баллов последнего принятого абитуриента на платно-контрактной основе, и абитуриентов, набравших более 68 баллов, это примерно треть от максимально возможной суммы баллов.
Минимальный порог для суперконтрактников, по словам Маджидова, в этом году составляет не 68, а 56,7 балла. Если абитуриент не добрал 1, 2, 3 или 4 балла до проходного, он может оплатить сумму контракта в 1,5, 2, 2,5 и 3-кратном размере соответственно. Если он не попадает в этот порог, то можно заплатить в зависимости от направления образования сумму, превышающую стоимость контракта в 10-20 раз.
Если до сих пор узбекские вузы были ограничены в самостоятельности, то теперь получили право определять новые направления образования и выбирать образовательную программу. Ведущие вузы должны сами разрабатывать учебные планы и программы, исходя из потребностей заказчиков кадров, и утверждать их по согласованию с министерством высшего и среднего специального образования. Помимо утвержденной квоты, открылись заочная и вечерняя формы обучения, на которую вузы и заказчики сами дают предложения по квотам.