16 november 2024




Новости Центральной Азии

Родственники погибшего в таджикской армии солдата потребовали завести дело о доведении до самоубийства

Раджабали Каримов. Фото с сайта Rus.ozodi.org
В Таджикистане военная прокуратура Раштского гарнизона завела уголовное дело на армейского офицера Фирдавса Курбонова за халатное отношение к службе, которое привело к самоубийству военнослужащего. Семья и адвокат погибшего считают, что виновен не он, а один из начальников воинской части, и добиваются расследования дела по статье «доведение до самоубийства», сообщает Радио «Озоди».

Инцидент произошел в войсковой части Нацгвардии в поселке Навобод Раштского района. 21-летний рядовой Раджабали Каримов, призванный в армию в 2017 году, был найден застреленным из табельного оружия. Его тело было передано родным 3 мая, солдата похоронили в кишлаке Ниёгон Гиссарского района, где он родился. Главная военная прокуратура Таджикистана пришла к выводу, что он выпустил пулю сам.

Ответственным за случившееся военной прокуратурой был назначен Фирдавс Курбонов, ему инкриминируется статья 392 (Халатное отношение к службе) Уголовного кодекса республики, предусматривающая лишение свободы на срок до пяти лет. Однако мать солдата Садафмох Каримова считает, что Курбонов невиновен в смерти ее сына: «Виноват другой человек, который довел моего сына до самоубийства. Почему не говорят про причину?»

Брат солдата Муродали Каримов, который снимал на видео момент обмывания тела, утверждает, что «на руках были следы от веревки» и «травмы и повреждения» на других его частях.

Адвокат семьи погибшего Ориф Султонов полагает, что Раджабали Каримова довели до самоубийства, и настаивает на расследовании эпизодов. «До этого происшествия один из начальников воинской части беседовал с Раджабали в оскорбительном тоне. Но об этом в уголовном деле ничего не сказано. Мы потребовали расследовать и этот эпизод», — рассказал он.

Единственная в Таджикистане организация, занимающаяся защитой прав военнослужащих и регистрацией фактов дедовщины, «Офис гражданских свобод» за последние три года зафиксировала десять случаев гибели солдат. Причиной смерти часто становились неуставные отношения и издевательства, кроме того, есть немало примеров, когда солдаты после избиений и пыток превращались в инвалидов, пожизненно прикованных к постели. Как правило, обстоятельства таких дел до конца не расследуются и укрываются для защиты репутации воинских частей, а до суда доходят лишь немногие.

Так, в апреле 2017 года в военном суде душанбинского гарнизона двое офицеров Изатулло Ахмадов и Саймахмад Саадуллоев и солдат срочной службы Сайёджон Асоев были признаны виновными в гибели рядового Эхсона Элчибекова. Командование сначала настаивало, что Элчибеков был задушен в ходе драки с сослуживцем, но когда родные обнаружили на затылке раны, похожие на ножевые, было возбуждено уголовное дело. Сайёджон Асоев был признан виновным в неуставных отношениях и умышленном причинении тяжкого вреда здоровью, повлекшему смерть, и приговорен к 12,5 годам лишения свободы, офицеры получили по году тюрьмы.

Эксперты и правозащитники считают неуставные отношения в таджикской армии явлением систематическим и выделяют три их категории: дедовщина, когда старослужащие издеваются над новобранцами; ритуальные издевательства; избиения и насилие со стороны офицерского и командного состава.

Международное информационное агентство «Фергана»






РЕКЛАМА