В Киргизии предложили запретить охоту на архаров и маралов
Авторы законопроекта предлагают установить мораторий на охоту с 2020 по 2030 год. По мнению депутатов, мораторий будет хорошо сочетаться с намеченным на 2019 год вступлением в силу нового Уголовного кодекса, в котором улучшен механизм наказания за незаконную охоту. По информации на 2015 год, к уголовной ответственности за браконьерство за всю историю независимого Кыргызстана был привлечен только один человек. Это житель Аксыйского района, убивший бурого медведя. В 2014 году его дело, в отличие от других подобных, довели до суда. Мужчину приговорили к условному сроку и штрафу, из которого он выплатил лишь малую часть.
По информации депутатов, сейчас численность стад диких копытных в Иссык-Кульской и Нарынской областях не превышает 20 голов. Средняя плотность архаров – одна особь на квадратный километр, что в 20 раз ниже нормы. Уменьшение числа копытных напрямую угрожает выживанию снежных барсов.
В Киргизии распространена так называемая «валютная» охота – немалая доля разрешений на отстрел животных выдается иностранцам. Также охоту любят многие чиновники и силовики. При этом браконьеров в Киргизии намного больше, чем тех, кто охотится по закону.
Законопроект, устанавливающий мораторий на охоту на некоторые виды животных до 2030 года, группа депутатов Жогорку Кенеша впервые подготовила в 2015 году. Однако внесение проекта не было одобрено правительством. Позднее проект все же внесли, но в марте 2017 года его отклонили: 56 депутатов проголосовали против и только 52 – за. Это нехарактерно для киргизского парламента, где, по данным недавнего исследования, большинство законопроектов принимаются с 98-процентным одобрением.
Позднее большинство депутатов, опрошенных журналистами, не могли вспомнить, о каком законопроекте идет речь, ссылались на занятость и невозможность продолжения разговора. Но некоторые все же пояснили, что охота приносит бюджету много денег, что защищать природу надо иными методами, и что мораторий только спровоцирует волну браконьерства.