В киргизском парламенте предложили поставить возле МВД памятник убитой в милиции Бурулай Турдалиевой
Обращаясь к замглавы МВД Курсану Асанову, Бекешев отметил, что в трагедии есть «большая вина МВД», о которой там стоит помнить. Асанов пообещал довести до сведения руководства предложение депутата и признал, что в этом деле есть и его «личная моральная ответственность».
Между тем, родственники убитой девушки недовольны результатами судебно-медицинской экспертизы, проведенной Центром судмедэкспертизы при министерстве здравоохранения Киргизии. Они уверены, что следствие скрывает от них истину, требуют повторной экспертизы и готовы провести эксгумацию тела, сообщает Turmush. По словам сестры Бурулай, в заключении экспертов отмечены лишь три ножевых ранениях, а о четвертом в области груди, как и о гематомах на голове, не упоминается. Сестра утверждает, что видела эти раны при омовении тела.
На теле похититель девушки вырезал инициалы девушки и ее жениха, за которого она собиралась замуж: «Н+Б». Отец убитой Турдали Кожоналиев возмутился тем, что эксперты не обнаружили эту надпись, которая, как он утверждает, зафиксирована на фотографиях. Однако на фотографиях судмедэкспертов «ничего нет, все чисто». «Даже и не знаю, как им удалось так сфотографировать», — заявил он и пообещал обжаловать результаты экспертизы и добиваться справедливого расследования. Мать девушки Гулсара Кожоналиева возмутилась, что семью не информируют о показаниях, которые дал похититель. Она обратилась к президенту Киргизии с просьбой взять данное дело под личный контроль.
28 июня в пригороде Бишкека, где живет семья Бурулай Турдалиевой, прошли поминки «кырк аш» (поминки на сороковой день). Напомним, 19-летняя Бурулай была убита в здании ОВД Жайылского района своим похитителем. 20 августа ей должно было исполниться 20 лет, а 25 августа она должна была выйти замуж за молодого человека из Оша.
Другой претендент на ее руку, 30-летний Марс (Марсбек) Бодошев, «украл» ее в качестве невесты, исполнив обряд «кыз ала-качуу», но милиция по заявлению родственников задержала похитителей – «жениха» и его одноклассника Акмата. Преступников доставили из села Сосновка вместе с жертвой в Жайылский РОВД. Сотрудник милиции по фамилии Макеев пошел открывать ворота РОВД, когда в них постучались, и отсутствовал в помещении в течение 20-25 секунд. В это время Бодошев с ножом, который спрятал в носках, забежал в комнату приема граждан, где сидела девушка, заперся там с ней, и нанес ей три смертельных ножевых ранения и четыре себе в живот. Девушка умерла, а Бодошева госпитализировали, затем, когда он оправился, под конвоем перевели в СИЗО Бишкека.
Прокуратура Жайылского района возбудила уголовное дело в отношении сотрудников ОВД за халатное отношение к своим обязанностям (статья 316 часть 2 Уголовного кодекса Кыргызстана). Халатность, по предварительным данным, заключалась в том, что сотрудники, остановившие автомобиль, не составили рапорт, не проверили наличие оружия у задержанных и не освидетельствовали на предмет наркотического или алкогольного опьянения. Кроме того, двух мужчин, оставили одних в кабинете с жертвой. По итогам служебного расследования наказаны 23 сотрудника органов внутренних дел, уволены пятеро, освобождены от должности восемь, семи объявлено о неполном служебном соответствии.
Обряд похищения невесты в Киргизии восходит к традиции кочевников. ООН призвала власти Киргизии избавиться от этой практики. Против ала-качуу выступили многие влиятельные лица, в том числе премьер-министр Кыргызстана Мухаммедкалый Абылгазиев, хотя, согласно опросам, большинство местных правоохранителей не видит в этом обряде ничего предосудительного, а 82% опрошенных заявили, что девушки сами провоцируют мужчин на похищение.