Обучающиеся за границей туркменские студенты пожаловались на «беседы» в министерстве нацбезопасности

Один из студентов на условиях анонимности рассказал журналистам, что неизвестный мужчина впервые позвонил ему домой за два дня до его приезда, представившись матери «другом». Сразу после приезда мужчина позвонил снова и попросил зайти в городское управление МНБ. В ходе встречи сотрудник министерства сначала расспрашивал студента, трудно ли ему дается учеба, помогают ли родители финансово, подрабатывает ли он сам. Затем он стал интересоваться, с кем студент живет в общежитии, как его соседи проводят досуг, ходят ли в казино, сидят ли в соцсетях и, если да, то под какими никами и о чем пишут. Ответы «не знаю» сотрудника не устроили. Он рассердился, начал повышать тон и взывать к чувству патриотизма.
Об аналогичных беседах журналистам сообщили и другие студенты. По их словам, это обычная практика. После третьего курса многие молодые люди из-за этого вообще перестают ездить домой на каникулы. Младших друзей они заранее предупреждают о предстоящей беседе. Однако, по словам собеседников АНТ, на первом-втором курсе многие студенты сохраняют навязанное властями понимание патриотизма и любви к родине. Они легко могут рассказать спецслужбам все о своих однокурсниках, если им скажут, что это их долг. Поэтому в среде туркменских студентов в других странах царит подозрительность и недоверие друг к другу.
Недавно стало известно о приговоре, вынесенном студенту Омриузаку Омаркулыеву. Обучаясь в Турции, он создал туркменское студенческое общество. Представители консульства вышли с ним на контакт, похвалили за общественную активность и пригласили на родину для участия в одном из мероприятий. В феврале Омаркулыев прибыл в Ашхабад, и обратно в Турцию его уже не выпустили. Вскоре он пропал со связи, и лишь в начале июня выяснилось, что его приговорили к 20 годам тюрьмы за неизвестные преступления. На фоне этих событий умер отец Омаркулыева. Многие знакомые семьи отказались прийти на поминки, потому что за домом Омаркулыевых установили наблюдение.
Вчера независимые СМИ сообщили о первых задержаниях мигрантов, поверивших в запущенные туркменскими властями слухи о грядущей миграционной амнистии. Представители властей на встречах с населением заявили, что мигранты, оставшиеся за рубежом в 2008 году при замене паспортов на биометрические, якобы не будут наказаны за устаревшие документы в случае добровольного возвращения домой. Официальных сообщений по этому вопросу опубликовано не было. Как выяснили журналисты, вернувшихся в надежде на амнистию мигрантов не трогают в аэропорту, чтобы не создавать шума, но задерживают сразу после приезда домой. Одновременно выяснилось, что теперь за границу не выпускают мужчин младше сорока лет, а не младше тридцати, как практиковалось с апреля.
Массовая миграция стала для граждан Туркменистана ответом на экономический кризис. Работать они едут в основном в Турцию, учиться – и в Турцию, и во многие другие страны. Власти страны официально не признают проблему миграции, как и сам факт экономического кризиса. Однако неофициально они активно пытаются сдержать волну, затрудняя выезд из страны и оказывая давление на родственников мигрантов.