Незаконно производившую аборты клинику в Самарканде четырежды лишали лицензии
Начальник управления лицензирования медицинской деятельности негосударственных организаций Минздрава Фарход Рахимкулов рассказал журналистам, что министерство четыре раза уличало клинику в деятельности, не предусмотренной лицензией, а именно – в принятии родов. Каждый раз после этого Sam so’zani plus лишали лицензии через суд, но клиника получала разрешительные документы повторно. В последний раз лицензия была отозвана в январе 2017 года.
По закону частные клиники в Узбекистане не имеют права принимать роды, производить аборты и любые иные манипуляции в рамках специальности «акушерство». Они могут действовать только в рамках специальности «гинекология», то есть лечить заболевания женской половой сферы.
Из пояснений чиновников Минздрава следует, что первоначально Sam so’zani plus принимала роды у женщин, которые по тем или иным причинам скрывали беременность и не хотели попадать в поле зрения государственных органов. Есть предположения, что рожденные таким образом младенцы продавались. Когда Минздрав после многочисленных отзывов лицензии усилил контроль над клиникой, Санаханова разработала новую схему, позволявшую лучше скрывать незаконную деятельность. Теперь у клиенток медикаментозно вызывали искусственные роды на пятом-седьмом месяце, что в конечном счете и стало поводом для возбуждения громкого уголовного дела.
Скандал в Самарканде разразился после того, как в муфельной печи родильного комплекса №2 весной 2017 года обнаружили тела четырех абортированных плодов. В ходе расследования выяснилось, что останки в печь, предназначенную для сжигания медицинских отходов, положила сотрудница роддома, связанная с клиникой Sam so’zani plus. Возможно, это было сделано не в первый раз – но из-за сбоя в давлении газа на этот раз останки не сгорели полностью.
В ходе расследования выяснилось, что в клинике Санахановой регулярно вызывали преждевременные роды женщинам, находившимся на поздних сроках беременности. На сроке 6-7 месяцев многих новорожденных можно спасти, поэтому их за 500-1000 долларов продавали бездетным парам. Если же на младенца не находилось покупателя, его оставляли без присмотра, пока он не погибал. В клинике не было своей муфельной печи, в связи с чем останки решили относить в роддом. Как оказалось, двое из четверых плодов, найденных в печи, появились в результате инцеста. Одну женщину изнасиловал брат, другую – дядя.
В июне стало известно о вынесении приговора по уголовному делу. Главу клиники, которую Минздрав называет Санахановой, а Генпрокуратура – Салихановой, приговорили к 13 годам и двум месяцам лишения свободы. Также были осуждены еще несколько участников преступной группы. Однако их имена, количество и назначенные сроки не разглашаются.