21 november 2024




Новости Центральной Азии

Отсидевшему два срока «религиознику» вменили создание в узбекской колонии ячейки «Хизб ут-Тахрир»

Бахтиер Туробов
Руководство колонии КИН 64/29, расположенной в узбекском городе Навои, обвинило осужденного по религиозным мотивам Бахтиёра Туробова в создании ячейки запрещенной организации, чтобы продлить ему срок заключения, истекший в конце марта 2018 года. Об этом «Фергане» сообщил председатель Инициативной группы независимых правозащитников Узбекистана (ИГНПУ) Сурат Икрамов.

По данным ИГНПУ, новое обвинение против Бахтиёра Туробова было инициировано начальником управления Службы государственной безопасности (СГБ) по Навоийской области. В деле фигурируют статьи 244-1 («Изготовление, хранение, распространение или демонстрация материалов, содержащих угрозу общественной безопасности и общественному порядку») и 244-2 («Создание, руководство, участие в религиозных экстремистских, сепаратистских, фундаменталистских или иных запрещенных организациях») уголовного кодекса Узбекистана.

В обвинительном заключении говорится, что Бахтиёр Туробов, отбывая срок в колонии 64/29, основал ячейку запрещенной религиозной партии «Хизб ут-Тахрир аль Ислами» и активно участвовал в деятельности этой организации. Правозащитники считают это утверждение абсурдным, так как возникает вопрос – можно ли, находясь в тюрьме под постоянным надзором работников колонии, открыто заниматься пропагандой экстремизма?

ИГНПУ отмечает, что в тексте обвинительного заключения, составленном и утвержденном сотрудниками СГБ и прокуратуры Навоийской области, не содержится каких-либо фактов и доказательств вины Туробова.

На суде Туробов рассказал, что до возбуждения уголовного дела оперативники предложили выбрать ему одно из семнадцати нарушений тюремных правил, на основании которого ему продлят содержание под стражей. Он отказался, заявив, что никаких нарушений не совершал. После чего Туробова поместили в ШИЗО, где, по его словам, избивали. В камеру к Туробову руководство тюрьмы подселяло заключенных, снабженных диктофонами, чьей задачей было записать компромат. Ничего не добившись, правоохранители заставили сокамерников написать против Туробова требуемые для следствия показания. Судебный процесс начался 21 мая. Обвиняемый находится под защитой известного ташкентского адвоката Дильшода Джаббарова.

Туробов был задержан сотрудниками Службы национальной безопасности в 2000 году по подозрению в причастности к деятельности религиозной партии «Хизб ут-Тахрир». В августе того же года он был приговорен к пятнадцати годам лишения свободы по статьям 159 («Посягательства на конституционный строй Республики Узбекистан»), 216 («Незаконная организация общественных объединений или религиозных организаций»), 242 («Организация преступного сообщества»), 244-2 («Создание, руководство, участие в религиозных экстремистских, сепаратистских, фундаменталистских или иных запрещенных организациях») Уголовного кодекса Узбекистана. ИГНПУ подчеркивает, что тогда во время следствия Туробов подвергался пыткам, которыми, по данным ИГНПУ, руководил бывший начальник ГУИН Абдукарим Шодиев, ныне находящийся под арестом: в отношении него возбуждено уголовное дело по статьям 301 («Злоупотребление властью, превышение или бездействие власти») и 230 («Привлечение невиновного к ответственности»). Кроме того, судебный процесс прошел со множественными нарушениями.

Туробова несколько раз переводили из одной колонии в другую. За несколько дней до истечения срока в 2015 году на него завели уголовное дело по статье 221 («Неповиновение законным требованиям администрации учреждения по исполнению наказания»), осудили еще на три года и десять месяцев, после чего этапировали в КИН 64/29 города Навои.

ИГНПУ опубликовало открытое обращение в адрес главы СГБ Ихтиёра Абдуллаева, генерального прокурора Отабека Муродова и министра внутренних дел Пулата Бобожонова. Правозащитники требуют в срочном порядке рассмотреть дело Туробова и принять меры в отношении сотрудников СГБ Навоийской области по факту незаконного обвинения, фальсификации уголовного дела, применения угроз и пыток.

«Оперативные сотрудники, следователи СГБ и МВД заинтересованы в том, чтобы незаконно задерживать, арестовывать, подвергать пыткам для получения признательных показаний и фальсифицировать уголовные дела на абсолютно невиновных граждан, так как после удачного осуждения невиновных сотрудники этих силовых структур получают из государственного бюджета большие премии, очередные звания и повышении по службе», - говорится в обращении правозащитников. В ИГНПУ считают, что подобные действия силовиков являются вызовом и саботажем реформ, проводимых в республике по указанию президента Узбекистана Шавката Мирзиёева.

Ранее, в марте, группа активистов через социальные сети обратилась к президенту Мирзиёеву с просьбой освободить граждан, осужденных по религиозным убеждениям. Подчеркивалось, что осужденные по статьям 159 и 244 не попадают под ежегодную амнистию, к тому же в Узбекистане распространены случаи, когда заключенным «накидывают» дополнительный срок по статье 221, обвинив их в нарушении правил содержания в тюрьме.

На днях по случаю праздника Ураза-байрам, отмечаемого в честь окончания поста в священный месяц Рамадан (Рамазан) глава Узбекистана помиловал 226 заключенных, которые совершили преступления по неведению, раскаялись и встали на путь исправления.

Международное информационное агентство «Фергана»






РЕКЛАМА