Раскритикованный премьером глава казахстанского Минздрава устроил разнос в алматинских больницах
Особое внимание на заседании правительства Казахстана 5 июня было уделено случаю смерти от менингококковой инфекции 19-летней девушки, направленной из Талгара за 55 км в инфекционную больницу Каскелена Алматинской области. После этого на заседании республиканского штаба по противодействию менингиту, которое, как сообщает телеканал Almaty.Tv, впервые было устроено прямо при журналистах, состоялся показательный разбор. Замминистра здравоохранения Анатолий Цой отчитал региональные управления, особенно в Алматинской области, и поручил «разобраться» с главврачом Каскелена, который там работает уже около 25 лет: «Вот бардак, значит, с этим главврачом надо разбираться».
За решение провинциальных врачей министру здравоохранения Елжану Биртанову, только что покладисто согласившегося с критикой «медлительности и нерешительности» Минздрава в борьбе с менингитом, пришлось отвечать на вопросы премьер-министра Бакытжана Сагинтаева: «Столько времени нужно, чтобы добраться из Талгара в Каскелен. Почему пациента не приняли в Алматы?» Премьер переадресовал ему вопрос, почему больницы не принимают больных, разделяя их на жителей области и города. Биртанов пообещал разобраться, а на брифинге заявил, что случаем с 19-летней пациенткой должны заняться правоохранительные органы и комитет охраны общественного здоровья.
После заседания правительства Биртанов выехал в Талгар и устроил там перед видеокамерами демонстративный разнос главврачу Талгарской центральной районной больницы Нурлану Кульсеитову. Монолог министра приводит издание InformBuro.
Биртанов пообещал разобраться с отсутствием коек для больных в инфекционной больнице Каскелена, центра Карасайского района, где 4 июня скончалась 19-летняя девушка. «В каком состоянии вы ее отправили? Вы не владеете ситуацией, хотя уже должны были вдоль и поперек этот случай разобрать. Всего у вас шесть пациентов в области и четверых из них вы уже потеряли. Зачем тяжелого больного отправлять куда-то? Вы сначала стабилизируйте его состояние, потом везите куда надо! Сырого больного, не обследованного везти – это преступление, это нарушение всех стандартов. Почему не соблюдается норматив?» – возмущался министр.
Нурлан Кульсеитов оправдывался, что им не хватает узкопрофильных специалистов (окулиста, лорврача и инфекциониста), несмотря на гранты и ежегодную отработку в области практики 400 студентами. «Какую работу выполнили, чтобы привлечь? Ждете, пока они сами к вам придут, товарищ главный врач?» – спросил Биртанов. «У вас есть койки для инфекционных больных, вдруг они сейчас поступят в стационар? Нет? А в чем дело? В прошлом году вышел новый норматив, и вы должны знать, что такие койки в многопрофильной больнице, как у вас, должны быть предусмотрены», – продолжал министр.
Он поинтересовался, что врачи будут делать, если к ним поступит тяжело больной. Тогда ему показали нарисованную на полу красную линию, по которой пациента везут в реанимацию. Министр прошелся по ней и вновь напустился на главврача: «Вы сделали все для того, чтобы ваш пациент ходил из одной комнаты в другую. Где противошоковая комната в приемном покое? Понятно, что у вас есть реанимация, но она есть в каждой больнице. Не для этого нужна ваша красная линия. Пока его сюда довезете на каталке, вы больного потеряете. Вы еще его на третий этаж поднимать будете? Пациенту должны сделать срочную операцию в случае ранения или кровотечения. После этого, пожалуйста, перевозите его, это же стандарт. Но нет, вы просто взяли и придумали до реанимации красную полоску по больнице нарисовать!»
Биртанов проинспектировал отделение скорой неотложной помощи и остался недоволен тем, что отдельная бригада отправляется по вызову на каждый из звонков до 300 раз в сутки. «Вы не должны выезжать на каждый сигнал, у вас есть работники на телефоне. Конечно, у вас будет не хватать машин», - отчитал министр районную скорую помощь. Он посоветовал высылать скорую только для экстренных пациентов, а остальным давать консультации по телефону и направлять в поликлинику. «Не надо ездить и просто мерить давление», – добавил министр, два дня назад рекомендовавший казахстанцам самим обращаться в больницы в случае задержки скорой помощи.
Из Талгара ночью 6 июня министр без предупреждения приехал в инфекционную больницу имени И.С.Жекеновой в Алма-Ате, где увидел около 50 пациентов, стоявших в очереди на прием к дежурному врачу. Замглавврача не смогла объяснить министру, почему в эту ночь пациентов принимали только трое врачей из 40 имеющихся в больнице. «Мне очень неудобно перед людьми, я как министр здравоохранения приношу извинения за эту ситуацию», – заявил министр и пообещал открыть дополнительные дежурные посты.
Министр Биртанов по специальности врач-токсиколог, реаниматолог, доктор медицинских наук. Его кандидатская называлась «Научные основы профилактики и лечения острых отравлений в Республике Казахстан в современных условиях» (1998), а докторская — «Организационно-методические и финансово-экономические основы инновационно-инвестиционной стратегии развития системы здравоохранения Республики Казахстан».