В Казахстане на свободу вышел гражданский активист Талгат Аян
Как передает «Азаттык», 29 апреля Аян прибыл в родной город Атырау. Он признался, что испытывает двоякое чувство: рад выходу из заключения, но обеспокоен тем, что в заключении остается Макс Бокаев, который был осужден вместе с ним. Активист заявил, что прощения ни у кого не просил, и назвал домыслами сообщения о том, что наказание ему смягчили после его обращения с просьбой «о помиловании».
Аян и Бокаев были осуждены 28 ноября 2016 года на пять лет лишения свободы по трем статьям уголовного кодекса Казахстана – «Возбуждение социальной и национальной розни группой лиц по предварительному сговор», «Распространение по предварительному сговору группой лиц заведомо ложной информации при проведении публичных мероприятий» и «Нарушение порядка организации и проведения митингов». Они были одними из самых активных участников прошедшего 24 апреля 2016 года митинга в Атырау, ставшего первой крупной акцией протеста в Казахстане против поправок к Земельному кодексу, которые позволили бы сдавать казахстанские земли в аренду иностранцам. После этой акции подобные акции протеста прошли и в других регионах страны. Из-за нарастающего недовольства в обществе президент Казахстана Нурсултан Назарбаев был вынужден объявить временный мораторий на поправки. Также была создана земельная комиссия по обсуждению непопулярной реформы, куда был приглашен и Макс Бокаев. Однако Бокаев и Аян, по утверждению следствия, «отказались от диалога и стали призывать к общенациональному митингу протеста 21 мая», рассчитывая, что это «вызовет дестабилизацию общественно-политической обстановки».
Бокаев и Аян, а также несколько десятков других активистов были задержаны 21 мая, в их домах прошли обыски. Суд признал этот процесс политическим, а прокурор запросил восемь лет лишения свободы, хотя обвинение так и не смогло представить ни одного явного доказательства вменяемых преступлений. В знак протеста против несправедливого суда Аян, находясь в следственном изоляторе, вскрыл себе вены. С требованием освободить гражданских активистов и прекратить всякое уголовное преследование выступали Amnesty International, Human Rights Watch, Норвежский Хельсинкский комитет, Freedom House и группа российских правозащитников.
Талгат Аян был освобожден после того, как 13 апреля суд в Актобе, рассмотрев ходатайство заключенного, вынес решение о замене ему неотбытой части наказания на ограничение свободы. Как сообщили Tengrinews.kz в пресс-службе суда, Аян «фактически отбыл более трети срока наказания, установленного частью 2 статьи 73 УК. Характеризуется положительно, нарушений установленного порядка отбывания наказания не допускал, дисциплинарным взысканиям не подвергался, напротив, имеет одно поощрение за примерное поведение, добросовестное отношение к труду и активное участие в проводимых мероприятиях, имеет первую положительную степень поведения, содержится в облегченных условиях содержания. Постановлением суда №2 Актобе от 13 апреля 2018 года ходатайство осужденного удовлетворено».
Макс Бокаев отбывает срок в тюрьме Петропавловска. По словам адвоката Айман Умаровой, Бокаев на планирует «обсуждать условия досрочного освобождения и просить не будет».