6 january 2025




Новости Центральной Азии

В Киргизии за отсутствием события преступления закрыто дело журналистки Алкановой

Эльнура Алканова. Фото из персонального Facebook
В Киргизии прекращено уголовное преследование журналистки Эльнуры Алкановой, заведенное после опубликованного «Ферганой» расследования о продаже коттеджей «Идеал Хаус» по заниженным ценам. Дело закрыто за отсутствием события преступления. Об этом сама журналистка сообщила «Фергане».

Теперь Эльнура Алканова, которая уже ознакомилась с официальным уведомлением, намерена добиваться возбуждения в отношении следователя уголовного дела за злоупотребление должностными полномочиями. «Постановление о прекращении уголовного дела очень четкое: 28 статья Уголовно-процессуального кодекса (УПК) говорит об отсутствии события преступления. В отличие от отсутствия состава преступления, это значит, что никакого преступления не было в принципе», — рассказала Алканова. Она добавила, что это «идеальное обоснование для доказательства злоупотребления со стороны следователя».

Как пояснила юрист бишкекского «Института Медиа Полиси» Алтынай Исаева на странице организации в Facebook, уголовно-процессуальное законодательство предусматривает ряд оснований для прекращения уголовного дела. В отношении Алкановой дело было прекращено по основаниям статьи 28 части 1 пункта 1 УПК. Это означает, что следствие установило отсутствие совершения самого деяния, а именно незаконного получения информации, составляющей коммерческую или банковскую тайну, и разглашения банковской или коммерческой тайны.

Материал о продаже VIP-городка «Идеал Хаус», расположенного в престижном районе возле государственной резиденции «Ала-Арча» в Бишкеке, был опубликован на «Фергане» 2 октября 2017 года и вызвал большой резонанс. Прокуратура Бишкека начала проверку изложенных в расследовании фактов. В декабре 2017 года киргизский «БТА Банк» (входит в состав финансовой группы БТА) потребовал возбудить уголовное дело против журналистки, поскольку она якобы обнародовала сведения, составляющие коммерческую тайну компании (статья 193 Уголовного кодекса Киргизии), а часть информации получила «незаконным» путем (статья 194 УК).

Юристы «Института Медиа Полиси» подчеркивают, что действия Алкановой не могли подпасть под действие первой статьи, поскольку она как журналист не занималась сбором сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну незаконным способом. «Незаконность» предполагает именно незаконные действия при сборе сведений, отметили правозащитники. Когда кто-либо добровольно передает журналисту информацию, то журналист не обязан знать, что информация является коммерческой или банковской тайной, а даже если и знает, то в его случае отсутствует такой обязательный квалифицирующий признак как «незаконный сбор сведений» — похищение документов, подкуп и угрозы в отношении лиц, владеющих этой информацией или их близких, незаконный перехват и так далее. По второй же статье (разглашение банковской или коммерческой тайны) журналист не может быть привлечен в принципе, поскольку она предназначена для тех, кто имеет законный доступ к этой информации.

Тем не менее следователь Государственной службы по борьбе с экономическими преступлениями (Финпол) предъявил обвинения внештатному корреспонденту «Ферганы», а в феврале ее дело было передано в Генеральную прокуратуру Киргизии.

Отметим, что новость о прекращении уголовного дела совпала по времени с отставкой с должности главы Финпола Болота Суюмбаева, бывшего телохранителя экс-президента Киргизии Алмазбека Атамбаева.

Международное информационное агентство «Фергана»






РЕКЛАМА