Отсидевший десять лет в тюрьме узбекский хоким полностью реабилитирован
Издание пишет, что Нурулла Каюмов попал на скамью подсудимых после того, как вступил в конфликт с администрацией дехканского рынка, нарушающей права торговцев. В частности, их облагали незаконной мздой. Противники хокима с помощью «могущественных знакомых» из правоохранительных органов сфабриковали уголовное дело.
При рассмотрении дела появился свидетель, давший показания о даче чиновнику взятки в размере 3,5 млн сумов ($2676: в июне 2008 года доллар США стоил примерно $1308 по официальному курсу) за выделение земли под строительство магазина. Хокима обвинили в том, что он не контролировал должным образом полив саженцев можжевельника и сосны, тем самым причинив государству ущерб на сумму свыше 3 млн сумов. Причем, суд даже не уточнил, входит ли данная работа в обязанности главы района. Были собраны и другие фальшивые доказательства, дело содержало более ста страниц.
В итоге 29 февраля 2008 года Нурулла Каюмов был приговорен к тюремному заключению сроком 12 лет за хищение путем присвоения или растраты чужого имущества по предварительному сговору с группой лиц, злоупотребление должностными полномочиями и грабеж.
По словам Каюмова, пока он сидел за решеткой, в его семье произошли печальные события – умерла мать, погиб брат, у другого брата случился инсульт, в автокатастрофу попали жена и ребенок хокима, сам заключенный перенес операцию на сердце.
Только в конце 2017 года апелляционная коллегия Кашкадарьинского областного суда, тщательно изучив материалы уголовного дела, признала осужденного невиновным по всем эпизодам. Эксперты доказали, что все обвинения против бывшего хокима были сфабрикованы и ложны. Согласно статье 310 Уголовно-процессуального кодекса Узбекистана, лицу, отстраненному от должности в связи с незаконным осуждением, власти должны вернуть прежнюю работу.
В январе 2018 года президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев заявил, что раньше многие хокимы становились жертвами заговора узбекских спецслужб, а остальные жили под страхом перед СНБ (Службой национальной безопасности). «Хоким был никем. Все хокимы областей находились в их [руководителей СНБ] кабинетах. Если хоким осмеливался что-то сказать, то его сразу могли оклеветать и убрать с должности», - признал президент.
Напомним, что в Узбекистане ужесточили наказание за фальсификацию (подделку) доказательств и результатов оперативно-розыскных мероприятий. Для виновных предусмотрены серьезные денежные штрафы, а также тюремное заключение вплоть до 10 лет лишения свободы.