ОБСЕ призвала Таджикистан исключить журналистов из списка террористов
Представитель ОБСЕ по свободе прессы Харлем Дезир отправил министру иностранных дел Таджикистана Сироджиддину Аслову письмо, в котором мотивирует просьбу организации тем, что причастность к преступной деятельности попавших в список журналистов не доказана, и включение в данный перечень ставит под угрозу их свободу и безопасность. В ОБСЕ насчитали в «террористическом» списке Нацбанка фамилии 14 представителей СМИ — граждан Таджикистана, которые проживают за пределами страны. Среди них — журналисты и блогеры Саидюнус Истаравшани, Дододжон Атовуллоев, Эхсон Одинаев и другие.
Председатель Национальной ассоциации независимых СМИ Таджикистана (НАНСМИТ) Нуриддин Каршибоев в беседе с «Озоди» пояснил, что некоторые из фигурантов списка действительно ранее являлись сотрудниками СМИ, а сейчас активно выступают в соцсетях. По словам Куршибоева, причиной внесения в перечень стала лояльность этих людей к оппозиционным движениям. «Но они имеют право на свободу слова и на распространение информации», – подчеркнул Каршибоев.
Согласно требованиям межправительственной Группы разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег (The Financial Action Task Force, FATF), страны должны составлять списки лиц, причастных к отмыванию денег и терроризму. До недавних пор такой список, составленный Нацбанком Таджикистана, включал лишь имена людей, воевавших в Сирии и Ираке. Но в середине марта Нацбанк опубликовал новую редакцию списка, в которую вошли многие представители оппозиции: лидер запрещенной в стране Партии исламского возрождения (ПИВТ) Мухиддин Кабири и его родственники, члены запрещенной «Группы 24», основатель движения «Ислох» Мухаммадикболи Садриддин и другие.
Недавно созданное объединение таджикских эмигрантов «Форум свободомыслящих Таджикистана» обратилось к FATF с жалобой на новую редакцию списка. Представители Форума подчеркивают, что власти Таджикистана злоупотребили международными инструментами, используя их для борьбы с инакомыслием. Реакция FATF на это письмо пока не известна.