19 january 2025




Новости Центральной Азии

Узбекистан предъявил 29 претензий к отчету ООН о религиозных свободах в стране

Узбекистан обвинил специального докладчика ООН по вопросу о свободе религии Ахмеда Шахида в том, что сделанный им итоговый доклад не сходится с его высказываниями во время визита в Узбекистан в октябре 2017 года. Узбекская сторона подготовила список из 29 замечаний к работе спецдокладчика, он размещен на сайте Управления верховного комиссара ООН по правам человека.


Ахмед Шахид. Фото «Uz.24»

Доклад Шахида о ситуации с религией в Узбекистане был представлен 2 марта на заседании Совета по правам человека в Женеве. В документе отмечен энергичный процесс реформ властей Узбекистана в этой сфере, но указано на существующие ограничения свобод верующих и чрезмерный контроль религиозных меньшинств. В своем ответе, подготовленном к заседанию, Узбекистан заявил, что в докладе приводятся неполные данные, используются материалы «ангажированных» неправительственных организаций, а также даются критические оценки, выходящие за рамки полномочий Шахида.

Среди своих возражений Узбекистан указал на то, что эксперт ООН некорректно упоминает 216 статью («Незаконная организация общественных объединений или религиозных организаций») уголовного кодекса страны. Узбекистан подчеркнул, что эта статья не запрещает ношение религиозной одежды гражданам, не являющимся религиозными деятелями, как утверждается в докладе. При этом узбекская сторона никак не прокомментировала упоминание в том же месте доклада 184 статьи административного кодекса, предписывающей штраф или арест за появление в культовых одеяниях в публичном месте.

Также представители Узбекистана высказали несогласие с термином «неофициальный ислам», который Шахид применяет, описывая гонения на независимых имамов и верующих в стране в 1990-е годы. По мнению узбекской стороны, этот термин подразумевает наличие и «официального» ислама, а это исключено, так как, согласно конституции страны, никакая идеология не может быть признана государственной.

В одном из замечаний приводится высказывание спецдокладчика о том, что «госслужащие и граждане Узбекистана не имеют ясного и точного понимания светскости». Узбекистан назвал эту фразу грубой и неэтичной, однако «Фергана» не смогла найти приведенную цитату в тексте доклада.

Также Узбекистан не согласился с упоминанием в докладе притеснений в адрес мусульман, принявших христианство. Властям не поступали обращения о таких притеснениях, говорится в комментарии.

Не понравился Узбекистану и вывод Шахида о контролирующей роли махаллей (органов самоуправления) в жизни узбекистанцев. В ответе на этот вывод, говорится, что спецдколадчик «не вникнул в суть» этого уникального узбекского института. Узбекская сторона подчеркнула, что махаллинские комитеты не имеют контролирующих функций, а являются органом самоуправления граждан.


Мечеть в Ташкенте. Фото Андрея Кудряшова, «Фергана»

В своем докладе эксперт ООН среди прочего указал на дискриминацию в отношении женщин: им в ряде случаев не позволено носить платок, а также для них не предусмотрены места в мечетях. На это Узбекистан ответил, что запрет платка не зарегистрирован в официальных документах, а мест для женщин в мечетях нет, так как в стране проповедуется ханафитский мазхаб (одно из направлений в исламе), который не рекомендует женщинам посещать общественные молитвы. К слову, 1 марта 2018 года Духовное управление мусульман Узбекистана объявило об открытии в ташкентской мечети Ходжа Ахрар Вали молитвенной комнаты для женщин.

Спецдокладчик ООН по вопросу о свободе религии изучал в Узбекистане ситуацию со свободой вероисповедания со 2 по 12 октября 2017 года. Его визит состоялся спустя 13 лет после первого запроса на посещение этой страны, сделанного в 2004 году. Из всех докладчиков структур ООН по правам человека Узбекистан посещал в 2002 году лишь спецдокладчик по пыткам.

Шахид провел в Узбекистане встречи с представителями властей, некоммерческими объединениями, посетил несколько регионов, в том числе побывал в колонии «Жаслык», где содержатся заключенные, осужденные за религиозный экстремизм. Выступая с предварительными итогами, Шахид подчеркивал, что в Узбекистане религиозная сфера жестко регламентируется и понимание свободы религии в стране ограничено. Он также положительно оценил реформы, запущенные властями. Освещая визит представителя ООН, официальные узбекские СМИ в основном уделили внимание комплиментарным оценкам Шахида.

Международное информационное агентство «Фергана»






РЕКЛАМА