Интерпол исключил лидера ПИВТ Мухиддина Кабири из международного розыска
Как отмечает международная организация Fair Trials («Права человека на справедливое правосудие»), ходатайствовавшая за отмену преследования Мухиддина Кабири Интерполом, в течение нескольких лет авторитарные власти Таджикистана пытались добиться возвращения лидера ПИВТ, злоупотребляя при этом системой красных уведомлений этой международной полицейской организации. «Мы очень рады, что улучшенный механизм подачи жалоб в Интерполе работает так, как должен, и Интерпол заявил «нет» злоупотреблениям Таджикистаном системой красных уведомлений», — сказал исполнительный директор Fair Trials Яго Рассел (Jago Russell).
Отметим, что Интерпол выдает красные уведомления по запросу страны-участницы, что означает розыск определенного подозреваемого, обвиняемого или осужденного лица. Красное уведомление не является ордером на арест. В одной стране одного его уже достаточно для задержания и выдачи человека, в другой могут потребовать более подробную информацию об объявленном в розыск.
Сам Мухиддин Кабири, узнав о снятии с него красного уведомления, выразил благодарность правозащитным организациям, «которые работают над улучшением уважения фундаментального права человека на справедливое судебное разбирательство и снятием красных уведомлений Интерпола в отношении политических диссидентов».
Лидер ПИВТ Мухиддин Кабири покинул Таджикистан сразу после парламентских выборов 1 марта 2015 года, на которых ПИВТ не получила ни одного мандата, то есть за полгода до событий сентября того же года, названных властями попыткой госпереворота. Позже он заявил, что сделал это, опасаясь, что на родине против него может быть сфабриковано уголовное дело.
Сразу после вооруженного мятежа бывшего замминистра обороны страны Абдухалима Назарзода в сентябре 2015 года власти Таджикистана обвинили Кабири в организации преступного сообщества. Он был объявлен в международный розыск, и в сентябре 2016 года его данные появились на сайте Интерпола. В настоящее время в Таджикистане над Кабири проходит заочный суд.
Тем не менее получивший политубежище в Германии лидер ПИВТ продолжает заниматься политической деятельностью, выступает с разных трибун, делает заявления, дает интервью СМИ, пытаясь привлечь внимание международной общественности к политической ситуации в Таджикистане.
Родственники лидера ПИВТ, как и семьи многих других активистов партии, после ее запрета подверглись жесткому прессингу со стороны силовиков — некоторые из них, в частности, двоюродный брат Кабири Джамшед Нарзуллоев, брат супруги лидера ПИВТ Махмадулло Рахматуллоев и водитель Кабири, также являющийся родственником его супруги, Хикмат Сайфов были осуждены за несообщение о готовящемся преступлении. За другими был установлена слежка, и их неоднократно увозили на «беседы» сотрудники органов безопасности. Таким «беседам» был подвергнут и 95-летний отец Мухиддина Кабири Тилло Кабиров, которого просили призвать сына вернуться на родину. В январе 2016 года в душанбинском аэропорту Тилло Кабиров был снят с рейса в Стамбул, куда он собирался вылететь на лечение, а в октябре отец лидера ПИВТ скончался.