Amnesty International поставила Узбекистан в пример другим авторитарным режимам
Международная правозащитная организация Amnesty International опубликовала ежегодный доклад о соблюдении прав человека в мире в 2017 году. Как следует из документа, среди стран Центральной Азии единственной, где произошли положительные изменения в сфере восстановления и укрепления прав и свобод граждан, является Узбекистан. «Среди немногочисленных примеров того, как правительство пошло навстречу многолетним требованиям правозащитников, – освобождение сразу нескольких активистов и правозащитников в Узбекистане, которые провели долгие годы в заключении по итогам политически мотивированных судов», — отмечают правозащитники.
Иллюстрация из доклада Amnesty International
Также отмечается, что президент Шавкат Мирзиёев внёс несколько предложений о широкомасштабных политических и экономических реформах, призванных положить конец изоляционизму и репрессиям. В частности, власти ослабили ряд неправомерных ограничений, касавшихся деятельности СМИ и права на свободу выражения мнений, в стране было положено начало реформированию системы уголовного правосудия, включая подписание президентом указа о прямом запрете применения пыток при проведении следственных действий. Благодаря одной из законодательных поправок максимальный срок содержания под стражей без санкции суда сократился с 72 до 48 часов. Кроме того, власти открыли ограниченный доступ в страну некоторым НКО и представителям иностранной прессы.
Вместе с тем, свобода передвижения вышедших из тюрем узников совести была ограничена. Власти добивались возвращения в страну людей, представлявших собой, по их мнению, угрозу национальной безопасности. А сотрудники Службы национальной безопасности (СНБ) произвольно задержали независимого журналиста Бобомурода Абдуллаева и пытками вынудили его «признаться» в преступлениях против государства.
В остальных странах региона правозащитники не отметили никаких позитивных перемен.
Так, в Казахстане профсоюзы и общественные организации сталкивались с неправомерными ограничениями. Людей, находящихся в местах содержания под стражей и в исправительных учреждениях, пытали и подвергали жестокому обращению. Происходили политически мотивированные судебные преследования журналистов и нападения на них.
Власти Киргизии ограничивали право на свободу выражения мнений и право на свободу мирных собраний, особенно во время предвыборной президентской кампании. Продолжалась дискриминация и насилие в отношении лесбиянок, геев, бисексуалов, трансгендеров и интерсексов (ЛГБТИ) со стороны государственных и негосударственных субъектов. После пересмотра остался в силе приговор к пожизненному заключению узника совести Азимжана Аскарова.
Правительство Таджикистана по-прежнему тотально ограничивали свободу выражения мнений и мирных собраний, чтобы заткнуть рот критикам. Милиция и силовики преследовали адвокатов-правозащитников и их родственников. Адвоката Бузургмехра Ёрова пытали под стражей и на трёх несправедливых судебных процессах приговорили в общей сложности к 28 годам лишения свободы. Не прекращались произвольные задержания, дискриминация и насилие в отношении ЛГБТИ. Представители властей заставили тысячи женщин снять хиджабы, требуя соблюдать закон о традициях.
В Туркмении сохранялись жёсткие ограничения права на свободу выражения мнений. В местах содержания под стражей и лишения свободы людей пытали и подвергали жестокому обращению, что порой заканчивалось их гибелью. Ничего не делалось для решения проблемы насильственных исчезновений и содержания под стражей без связи с внешним миром. Повсеместно нарушалось право на жилище.
В целом, в 2017 году мир «начал пожинать последствия риторики ненависти и очернения в отношении меньшинств, которая стала всё чаще использоваться руководством целого ряда стран». В то же время усиление репрессий, рост ксенофобии и дискриминации вызвало ответную реакцию – гражданское общество по всему миру стало сплачиваться для отпора наступлению на права человека, отмечается в докладе Amnesty International.