6 january 2025




Новости Центральной Азии

В Канибадаме скончался второй из расстрелянных таджикскими пограничниками рыбаков

Таджикские пограничники. Фото с сайта Osce.org
В больнице города Канибадама, что на севере Таджикистана, умер 44-летний Кодирхон Усмонходжаев — уже второй из рыбаков, которые в начале января были расстреляны таджикскими пограничниками.

Напомним, 7 января пятеро жителей поселка Гулистон джамоата Кулканд города Исфары приехали на рыбалку в Канибадам. В местечке Махрам близ Канибадама к ним подошли военнослужащие Погранвойск Госкомитета национальной безопасности (ГКНБ) Таджикистана, заявив, что они не имеют права здесь рыбачить. Жители Исфары, в свою очередь, ответили, что ловить рыбу в этой местности никогда не было запрещено, и рыбалкой тут занимаются многие. Они собрали вещи, сели в машину и поехали. В это время пограничники открыли по рыбакам огонь. В результате пулевые ранения в голову получили двое из них — Абубакр Бобоев, который скончался в больнице 17 января, и Кодирхон Усмонходжаев.

Позже главный военный прокурор Таджикистана Сафарали Мирзозода сообщил, что по факту превышения служебных полномочий в отношении двух таджикских пограничников, которые открыли огонь по рыбакам в Канибадаме, возбуждено уголовное дело. Следствием занимаются прокуратура Канибадама и Военная прокуратура гарнизона Согдийской области. Подробности расследования не сообщаются.

По данным ГКНБ, пограничники хотели выяснить цель пребывания гражданских лиц в «непосредственной близости от линии границы». «Однако водитель автомашины по неизвестным причинам резко двинулся с места и попытался скрыться, при этом совершив наезд на одного из военнослужащих», — говорилось тогда в сообщении ведомства. Наряд, согласно уставу, произвёл предупредительный выстрел в воздух, на что водитель автомашины якобы не отреагировал. Затем пограничники «вынужденно произвели ещё два выстрела вслед за машиной».

В то же время, судя по карте, село Махрам находится около Кайраккумского водохранилища — довольно далеко от линии госграницы, поэтому необходимость открытия огня по мирным гражданам своей страны вызывает большие сомнения — даже если предположить, что они ловили рыбу в неположенном месте.


Махрам на карте с сайта Google Maps

Родные Усмонходжева сообщили «Азии-плюс», что после инцидента к ним пришли из администрации джамоата (сельской управы) Кулканд и сказали, чтобы они молчали. «Они сказали, чтобы мы ничего не говорили журналистам, а они помогут нам, возьмут все больничные расходы на себя. Однако за это время из джамоата только раз дали одну тысячу сомони ($115) и все. В течение почти двух месяцев все деньги на лечение в больнице давал брат, который находится в миграции», — сообщили родственники Усмонходжаева. Его жена, Мутриба Охунова, и дети находятся в тяжелом положении, так как он был единственным кормильцем.

Международное информационное агентство «Фергана»






РЕКЛАМА