Правозащитники рассказали о местонахождении исчезнувшего в Турции активиста ПИВТ
Активисту запрещенной в Таджикистане Партии исламского возрождения (ПИВТ) Нумонджону Шарипову, без судебного решения, тайно вывезенному на родину таджикскими официальными лицами с молчаливого согласия турецких властей, могут грозить пытки и другие виды жестокого обращения, говорится в совместном заявлении международных правозащитных организаций Human Rights Watch (HRW) и Норвежский хельсинкский комитет.
Как отмечают правозащитники, вчерашнее интервью Шарипова Радио «Озоди», в котором он сказал, что «добровольно вернулся» на родину и «свободно занимается своими делами», было дано под давлением. Родственники Шарипова в Таджикистане сообщили своему адвокату и активистам за пределами страны, что Нумонджон находится в заключении в Душанбе, не имеет свободного доступа к телефону и вынужден делать такие заявления по принуждению силовиков.
Нумонджон Шарипов в Стамбуле. Фото с сайта Hrw.org
«За последние три года правительство Таджикистана жестоко нарушало права человека, и сотни политических активистов, в том числе несколько адвокатов, заключены в тюрьму, запрещены оппозиционные партии. Правозащитные организации задокументировали широкомасштабную кампанию властей Таджикистана по задержанию, тюремному заключению и запугиванию мирных активистов оппозиции и критиков правительства в стране и за рубежом», — говорится в заявлении. Его авторы отмечают, что с 2015 года Душанбе добивается задержания и принудительного возвращения в Таджикистан мирных политических активистов из Белоруссии, Кыргызстана, Казахстана, Молдовы, России, Турции и других стран, злоупотребляя при этом системой уведомлений Интерпола.
«Очевидно, что Шарипов подвергается преследованию по причине своих политических взглядов, отличных от мнения правительства. Возвращение в страну, где он может подвергаться пыткам, политическому преследованию и другим нарушениям прав, демонстрирует бесстыдное презрение со стороны Турции и Таджикистана их международных обязательств», — сказал исследователь по Центральной Азии HRW Стив Свердлоу.
Турецким властям следует незамедлительно расследовать принудительное возвращение Шарипова в Таджикистан, в том числе участие в этом деле правоохранительных органов Турции, заявляют правозащитники, напоминая, что Турция является членом Совета Европы и участницей Европейской конвенции о правах человека, и любая внесудебная высылка граждан из страны при участии или молчаливом согласии государственных органов является серьезным нарушением международного права.
Напомним, Шарипов, ранее занимавший в должность руководителя ревизионного отдела ПИВТ по Согдийской области, покинул Таджикистан в 2015 году, спасаясь от преследований и давления со стороны правоохранительных органов республики. Он был задержан в Турции по запросу таджикских властей в начале февраля текущего года. 20 февраля правозащитная организация Human Rights Vision Foundation объявила, что адвокат Шарипова не смог встретиться со своим клиентом в СИЗО — защитнику сказали, что 16 февраля сотрудники консульства Таджикистана вывезли Шарипова из изолятора и отправили на родину. При этом решения суда о его депортации адвокату не показали. «Мы классифицируем данный случай как похищение человека таджикскими службами, осуществленное при содействии турецкой стороны», — говорится в сообщении HRVF.
До сентября 2015 года в течение 16 лет ПИВТ была единственной официально действующей партией религиозного толка на постсоветском пространстве. В августе 2015 года министерство юстиции Таджикистана потребовало от ПИВТ прекратить деятельность. А в сентябре руководство ПИВТ власти республики обвинили в причастности к военному мятежу бывшего замминистра обороны страны Абдухалима Назарзода. Партия была объявлена Верховным судом террористической организацией, ее руководство арестовано. В июне 2016 года 14 членов политсовета ПИВТ были приговорены различным срокам заключения, двое из них — к пожизненному.