Активиста запрещенной в Таджикистане исламской партии тайно вывезли из Турции на родину
Как сообщает правозащитная организация Human Rights Vision Foundation (HRVF), в минувшую пятницу, 16 февраля, адвокат Нумонджона приезжал в СИЗО, где содержался его подзащитный, и сотрудники правоохранительных органов сказали ему приехать в понедельник, 19 февраля. Однако когда адвокат снова приехал на встречу со своим подзащитным 19 февраля, ему сообщили, что 16 февраля Нумонджон Шарипов в сопровождении сотрудника консульства Таджикистана в Стамбуле Фирдавса Холикова, а также самого консула Мирзобеддина Сафарова был выведен из следственного изолятора, а затем отправлен в Таджикистан в 11:00 местного времени рейсом Стамбул-Душанбе авиакомпании Сомон Эйр. При этом никакие документы, связанные с делом подзащитного, в том числе решение о его депортации, адвокату предоставлены не были.
Таджикские власти пока воздерживаются от комментариев по поводу отправки Шарипова из Турции в Таджикистан.
«Принимая во внимание, что по делу Нумонджона Шарипова не было проведено установленных процедур, расследования и суда, мы классифицируем данный случай как похищение человека таджикскими службами, осуществленное при содействии турецкой стороны», — говорится в сообщении HRVF. Правозащитники считают, что в Таджикистане Нуъмонджон Шарипов будет подвергнут серьезным нарушениям прав человека, в частности содержанию под стражей без связи с внешним миром, пыткам и несправедливому судебному разбирательству.
Нумонджон Шарипов был задержан турецкими правоохранительными органами 5 февраля этого года в Стамбуле на основании запроса Таджикистана, который обвиняет его в организации преступного сообщества (статья 187 УК Таджикистана) и публичных призывах к насильственному изменению конституционного строя (статья 307). До задержания Шарипов занимался частным бизнесом по продаже сухофруктов, открыл в Стамбуле кафе. Он покинул Таджикистан в июле 2015 года, спасаясь от преследований и давления со стороны правоохранительных органов республики, поскольку до этого времени занимал в должность руководителя ревизионного отдела ПИВТ по Согдийской области.
Власти Таджикистана нередко используют практику похищения людей за рубежом и тайного их возвращения на родину. Подобным образом в России был похищен лидер движения «Молодёжь за возрождение Таджикистана» Максуд Ибрагимов, оппозиционные активисты Эхсон Одинаев, Абдурахим Восиев, политические деятели Махмадрузи Искандаров, Низомхон Джураев, Абдулвоси Латипов и многие другие. Счет только известных похищений идет на десятки. Последний случай произошел в конце ноября 2017 года, когда в Санкт-Петербурге исчез один из бывших лидеров оппозиции Сайид Киёмиддин Гози.
HRVF призывает мировое сообщество, ООН, ОБСЕ, США, Канаду, Евросоюз обратить пристальное внимание на происходящие правонарушения со стороны правоохранительных органов Таджикистана и Турции, а также «принять санкционные меры в отношении главы Госкомитета национальной безопасности Таджикистана Саймумина Ятимова и министра внутренних дел Рамазона Рахимзода, под руководством которых происходят похищения граждан Таджикистана с территорий иностранных государств».
Правозащитники также призывают правительство Турции провести расследование похищения Нумонджона Шарипова, принять соответствующие меры и «обеспечить безопасность пребывания в Турции иностранных лиц, преследуемых по политическим мотивам, в соответствии с нормами международных актов».
До сентября 2015 года в течение 16 лет ПИВТ была единственной официально действующей партией религиозного толка на постсоветском пространстве. В августе 2015 года министерство юстиции Таджикистана потребовало от ПИВТ прекратить деятельность. А в сентябре руководство ПИВТ власти республики обвинили в причастности к военному мятежу бывшего замминистра обороны страны Абдухалима Назарзода. Партия была объявлена Верховным судом террористической организацией, ее руководство арестовано. В июне 2016 года 14 членов политсовета ПИВТ были приговорены различным срокам заключения, двое из них — к пожизненному.
Таджикистан объявил в международный розыск и других активистов ПИВТ, в том числе лидера партии Мухиддина Кабири, который покинул республику сразу после парламентских ыборов 1 марта 2015 года — за полгода до «мятежных» событий сентября. В сентябре 2016 года имя Кабири появилось на сайте Интерпола. Тем не менее лидер ПИВТ заявил о намерении продолжать деятельность партии в изгнании. Кабири отвергает все обвинения против ПИВТ, считая, что сентябрьский мятеж был поводом для запрета деятельности исламской партии.