Казахстанские депутаты озаботились защитой чувств атеистов
Новый проект министерство по делам религий презентовало в Мажилисе 31 января. Ведомство, в частности, предложило изменить статью 240 Кодекса об административных правонарушениях (Нарушение законодательства Республики Казахстан о религиозной деятельности и религиозных объединениях). В ней обозначено наказание за оскорбление религиозных чувств верующих, а в министерстве хотят дополнить этот пункт «оскорблением чувств и достоинства неверующих по мотивам отношения к религии». Штраф за данное нарушение составит 50 месячных расчетных показателей – это более 120 тысяч тенге ($372) для физических лиц, и 481 тысячу тенге ($1,5 тысячи) – для юридических.
По словам вице-министра по делам религий Берика Арына, речь в данном случае «идет о чувствах и достоинстве людей в целом, вне зависимости от отношения к религии». «Это личные права и свободы граждан – верить или не верить, – и никто не может их оскорблять или унижать по этому поводу», – заявил вице-министр на заседании рабочей группы. Присутствовавшие в зале депутаты и представители госорганов согласились с его позицией.
Всего в законопроекте предусмотрены 53 изменения и дополнения в 12 законодательных актах. В документе впервые вводится юридическое определение таких понятий, как «деструктивное религиозное течение» и «религиозный радикализм». А наиболее значимые нормы, как отметили его авторы, призваны исключить любую возможность использования религии в деструктивных целях, уточнить компетенцию государственных органов и упростить деятельность религиозных объединений.
Министр по делам религий и гражданского общества Нурлан Ермекбаев в прошлом году признал, что понимание светскости как полного дистанцирования и стороннего наблюдения государства за ситуацией в религиозной сфере показало свою несостоятельность. Тогда же в Казахстане впервые была принята Концепция государственной политики в сфере религии до 2020 года. Обсуждение нынешнего законопроекта ведется на фоне скандала в Актюбинской области, где родители верующих учениц судятся с директорами местных школ, которые запрещают их дочерям посещать занятия в платках.