Ополчение Атты Мухаммада Нура заподозрили в убийствах жителей Мазари-Шарифа
По его словам, журналисты, работающие в Мазари-Шарифе, получили предупреждение не писать о происшествиях в городе. «Журналисты приходили в городской совет и жаловались на то, что они не могут работать, им угрожают по телефону или даже лично некие люди. Из-за этого многие работники СМИ вынуждены замалчивать преступления, которые сейчас случаются в городе». Эту информацию нашему корреспонденту подтвердили и сами коллеги по цеху из Мазари-Шарифа.
Согласно полученной информации, 23 и 24 января в городе произошла серия убийств. Сотрудник городского управления здравоохранения Ахмад Шакир Эхсан сообщил, что в городскую больницу имени Абуали Ибн Сино привезли тела трех мужчин, убитых неизвестными вооруженными людьми. Возраст убитых был от 25 до 45 лет. «Как нам стало известно от очевидцев, нападавшие сперва обыскали своих жертв и забрали всё, что было у них в карманах, после чего их застрелили. На телах погибших имелись следы ударов прикладами и другими металлическими предметами», — сказал он.
Медработник той же городской больницы Фазил Умар сообщил о других фактах: «В нашу больницу привезли тела трех молодых женщин. Одна из них по всем признакам была задушена, другие две были застрелены».
Местный предприниматель, хозяин магазина в центре Мазари-Шарифа Хаджи Афзал в свою очередь подтвердил, что жители города с подобным никогда не сталкивались ни при талибах, ни до них. «Эти люди одеты в гражданскую одежду, на головы привязали разноцветные платки, кто-то сделал маску из платка, кто-то носит темные очки, у кого-то на ногах тапочки, на ком-то полицейские сапоги. Их можно встретить на каждом шагу, они обыскивают кого захотят», — говорит коммерсант.
Представители правоохранительных органов Мазари-Шарифа не скрывают факты этих убийств. В ответ на запрос нашего корреспондента полиция проинформировала, что тела трех молодых женщин 24 января были обнаружены в десятом районе, в городке Интизар. По фактам убийств полиция начали расследование.
Однако преподавательница частной школы имени Мавла Али, госпожа Мира, считает, что местная полиция бездействует. «Многие жители вынуждены запретить детям посещать школы, потому что не уверены, что те вернутся живым», — говорит учительница.
По словам общественного активиста Мехди Арифа, никто не знает, по чьему приказу действуют эти люди. «У них на лбах написано, что они уголовники и убийцы. Который день мы не можем девочек отправить в школу, не разрешаем женщинам выйти на улицу», — отмечает он.
Хозяин пункта обмена валюты Хаджи Раз Мухаммад также рассказал о страхе, царящем в городе. «Мы, хозяева обменников, не можем выйти на работу и боимся этих неизвестных вооруженных людей, которые фактически заполонили весь город. Мы не знаем, кто есть кто. Весь этот беспредел в Балхе начался после того, как афганский президент Ашраф Гани уволил Атто Мухаммада Нура, а тот отказался освободить свой пост», — сказал горожанин.
По его словам, люди, наводящие страх на местных жителей, передвигаются на больших пикапах. «Подобные пикапы мы прежде видели в администрации Атты Мухаммада Нура. Этих вооруженных людей представители власти не останавливают, их противоправные действия не пресекают», - отметил Хаджи Раз Мухаммад.
В свою очередь, представитель городского управления полиции Мазари-Шарифа Шерджан Дурани сказал «Фергане», что полиция иногда останавливает пикапы, джипы с тонированными стеклами и опрашивает пассажиров на предмет наличия разрешения на ношение оружия, если те имеют его при себе. «Но вооруженные люди, одетые в гражданскую одежду, – это люди господина Нура, и обычные полицейские в их отношении пока ничего не могут сделать», — утверждает чиновник.
Один из сотрудников программы по разоружению незаконных вооруженных формирований в северном Афганистане 26 января на условиях анонимности сообщил, что, по его данным, на севере имеется более 500 вооруженных бандформирований, большинство из которых так или иначе связаны с Нуром. «Мы пока с трудом смогли разоружить 150 отрядов. Остальные, к сожалению, находятся под крышей губернатора, и против них ни местная полиция, ни госбезопасность ничего не могут предпринять», — утверждает источник.