Московские депутаты проголосовали за референдум по памятнику Каримову
Об этом «Фергане» сообщила депутат соседнего московского округа Замоскворечье Вера Леонова, которая информирована об итогах голосования. Местный референдум хотят провести в марте, совместив с выборами президента России, чтобы обеспечить необходимую явку. Однако, чтобы он состоялся, решение депутатов должны утвердить в Мосгордуме и ЦИК.
«Они туда отправляют все бумаги и ждут ответа. Насколько я понимаю, это пять рабочих дней. Но шанс на то, что решение о референдуме утвердят, очень мал», – отметила Леонова. По ее мнению, власти, скорее всего, скажут, что установка памятника – не вопрос местного значения, а значит, его решение не входит в компетенцию муниципальных депутатов.
«В принципе, в Москве никогда не проводились референдумы. Это – по закону о местном самоуправлении – форма прямого волеизъявления жителей, но по закону так, а де-факто их ни разу не было. Сейчас, за счет того, что во многие советы пришли независимые депутаты и взяли там большинство, в разных районах города появились инициативы о референдумах. Конечно, для власти это как кость в горле, они будут всячески от этого отбрыкиваться и искать обоснование. Его найти легко, потому что полномочия муниципальных советов и муниципальных депутатов крайне ограничены. Практически обо всем можно сказать, что это «не вопрос местного значения», и, в общем-то, это будет правда. Другое дело, что это абсурд – памятник ведь у тебя под носом», – добавила Леонова.
Сквер Ислама Каримова, где хотят установить монумент, расположен рядом с консульским отделом и гостевым домом Республики Узбекистан. Именем первого президента республики сквер назвали в ноябре 2016 года, через два месяца после того, как тот скончался. Такое решение принял мэр Москвы Сергей Собянин. По закону, присваивать объектам в Москве чье-либо имя можно спустя десять лет после смерти этого человека. Исключение делают, для лиц, рекомендованных мэром города или президентом, так что Собянин воспользовался в данном случае своим правом.
В декабре 2016-го комиссия по монументальному искусству при Московской городской думе согласовала возведение в сквере Каримова памятника в его честь. Все затраты по проектированию, изготовлению и установке монумента взял на себя благотворительный общественный фонд имени Каримова, учредителями которого являются вдова покойного президента Татьяна и его младшая дочь – Лола. В мае прошлого года стало известно, что она привлекла к созданию памятника известного британского скульптора Пола Дэя (Paul Day).
Табличка на московском доме вблизи сквера имени Ислама Каримова
Большинство местных жителей, со слов Леоновой, за этими новостями не следили. Ситуация изменилась после того, как в сквере вырубили практически все деревья, заменив их пихтами. В районных группах началось обсуждение проекта, причем, большинство его участников высказывали недовольство, а на сайте Change.org появилась петиция против установки памятника, которую на момент написания материала подписали свыше семи тысяч человек.
Граждане, недовольные «благоустройством» сквера и перспективой увидеть в нем монумент Каримову, обратились к местным депутатам. Глава муниципального округа Якиманка Андрей Морев в своем Фэйсбуке в связи с этим написал: «Жители нашего района и соседнего с нашим района Замоскворечья выразили несогласие с установкой памятника г-ну Каримову, который не сделал для нашего района, да и города ничего полезного. Если не считать полезным переезд тысяч граждан Узбекистана в 90-е и нулевые годы в Москву».
Первым делом депутаты попытались отозвать решение своих предшественников, согласовавших установку памятника (минувшей осенью в Москве прошли муниципальные выборы, в результате которых в Якиманке 9 из 10 мандатов получили кандидаты от оппозиционного «Яблока»; большинство в совете предыдущего созыва составляли депутаты от провластной «Единой России»). Однако сделать это не удалось, после чего и был поднят вопрос о референдуме. В случае, если власти его утвердят, депутатам еще предстоит разъяснить большинству жителей Якиманки, о чем идет речь. Часть из них не в курсе, кто такой Каримов, некоторым безразлично, чей в сквере будет стоять монумент. Многие, из тех, кто в курсе, выступают против даже не по политическим соображениям, а потому что с ними никто не советовался. «Как это так, нас не спросили, срубили деревья, замечательный сквер в историческом районе, и опять какой-то истукан [там будет] непонятный, окруженный пихтами – скорее это вызывает бурное неприятие», – отмечает Леонова.
P.S. В одной из районных групп, где еще несколько месяцев назад шли активные дискуссии об установке памятника, сейчас о нем практически не вспоминают. Сквер Ислама Каримова, пишут в группе, в последнее время облюбовали бомжи. С приходом в Москву морозов они, чтобы согреться, начали жечь костер недалеко от узбекского консульства. В первых числах января один из бездомных замерз насмерть.
Все публикации об Исламе Каримове, вышедшие на нашем портале за последние полтора года, можно найти в рубрике fergananews.com/news/islam_karimov.