В Киргизии по материалам расследования «Ферганы» возбудили дело о разглашении банковской тайны
Как сообщила 22 декабря пресс-служба ГСБЭП, дело возбуждено по заявлению руководства ЗАО «БТА Банк», сотрудники которого провели служебное расследование и пришли к выводу, что лицом, дающим в видеосюжете интервью корреспонденту ИА «Фергана», предположительно, «являлся юрист «БТА Банка», который, имея доступ к служебным документам, содержащим информацию ограниченного доступа, разгласил эти сведения».
При этом в указанном видеосюжете показаны документы, составляющие банковскую тайну, в частности показан «Список связанных и аффилированных лиц банка», отмечает ГСБЭП.
Ранее руководство «БТА Банка» потребовало возбудить уголовное дело против самой Эльнуры Алкановой. Однако за нее вступился киргизский омбудсмен Кубат Оторбаев, который призвал представителей банка забрать из финансовой полиции заявление против журналистки. «Надо сначала выяснить является ли [обнародованный] документ (список аффилированных лиц банка и связанных с ним лиц — прим. «Ферганы») коммерческой тайной. Даже если таковым является, журналист ни по логике, ни по законодательству не несет ответственности за его утечку» — отметил Оторбаев. Он напомнил также, что по закону о СМИ журналист вправе не раскрывать своих источников информации, за исключением случаев, когда этого требует суд.
Напомним, расследование Алкановой, опубликованное на «Фергане», касалось продажи VIP-городка «Идеал Хаус», который расположен в престижном районе возле государственной резиденции «Ала-Арча» в Бишкеке (обе части можно посмотреть здесь и здесь). Участок с 48 коттеджами ранее принадлежал Максиму Бакиеву, сыну бывшего президента Киргизии. Он был национализирован и продан государством в сентябре 2017 года за 142 миллиона сомов (около $2 миллиона). Ряд депутатов и активистов сочли эту цену сильно заниженной.
Объект купила малоизвестная местная фирма «ВостокТехКомплект». В ходе расследования выяснилось, что она связана с председателем совета директоров «БТА Банка» Темиром Рыскуловым. Об этом свидетельствовал документ, полученный «Ферганой» из собственных источников.
Расследование получило широкий общественный резонанс. Депутат от Социал-демократической партии Киргизии Ирина Карамушкина на заседании парламента 7 декабря предложила членам правительства добровольно оставить свои должности в случае, если изложенная в нем информация подтвердится. В свою очередь, премьер-министр назвал данное расследование «гнусной ложью». В конце ноября прокуратура Бишкека начала проверку изложенных в нем фактов, по итогам которой было возбуждено уголовное дело, переданное для дальнейшего расследования в следственные органы.
Юрист в области банковского дела и директор института конституционной политики Нурлан Садыков объяснил, почему опубликованный «Ферганой» документ не является «банковской тайной»:
«Аффилированными лицами коммерческого банка являются член Совета директоров банка, член правления банка, а также лица, принадлежащие к той группе лиц, к которой принадлежит данное юридическое лицо. К ним могут относиться лица, которые имеют определенный пакет акций банка. Сведения о них не являются банковской тайной, поскольку такие сведения находятся не только в Национальном банке КР, но и могут быть использованы при сделках с акциями на бирже. Кроме них, эти сведения могут иметь реестродержатели, брокеры при совершении сделок.
Чтобы возбуждать уголовное дело по утечке банковской тайны, нужно разобраться — что такое банковская тайна. Согласно ст.129 Закона КР «О Национальном банке Кыргызской Республики, банках и банковской деятельности» от 16 декабря 2016 года, банковская тайна — это любые сведения, которые были переданы клиентом банку либо созданы банком, либо возникли иным образом в связи со взаимоотношением банка с клиентом, включая их преддоговорные отношения, в ходе осуществления банковской деятельности. В данном случае только информация о счете клиента банка, операциях по счету и содержание денежных средств на расчетном счете клиента банка составляют банковскую тайну. Сведения об аффилированных лицах не подпадают под это понятие.
Согласно части 2 ст.129 Закона КР О Национальном банке Кыргызской Республики, банках и банковской деятельности от 16 декабря 2016 года № 206 к банковской тайне не относятся:
1) легитимная публичная информация (информация, находящаяся в соответствии с законодательством в свободном доступе);
2) информация консолидированного характера, не позволяющая идентифицировать клиента банка;
3) информация о связанных с банком лицах в пределах, определяемых Национальным банком».
Таким образом, пояснил юрист, информация о связанных с банком лицах, в том числе аффилированных лицах коммерческого банка, не является банковской тайной.
Садыков также отметил, что журналист не может быть привлечен за распространение такого документа.