Коалиция против пыток призвала власти Таджикистана «безоговорочно» освободить Хайрулло Мирсаидова
В заявлении, опубликованном сегодня на сайте Коалиции, правозащитники напоминают, что 5 декабря Хайрулло Мирсаидова пригласили в прокуратуру Согдийской области. В тот же день его задержали. Суд постановил взять его под стражу. В настоящее время Хайрулло находится в худжандском СИЗО-1. Ему предъявлены обвинения по четырем статьям Уголовного кодекса (УК) Таджикистана — в присвоении или растрате (статья 245, часть 4), возбуждении национальной, расовой, местнической или религиозной вражды (статья 189, часть 2), подделке документов (статья 340, часть 1) и заведомо ложном доносе (статья 346, часть 2). По совокупности обвинений Мирсаидову может грозить до 21 года лишения свободы.
Как сообщила СМИ старший помощник прокурора области, сотрудник пресс-службы Гульчехра Гаибназарова, дело было возбуждено на основании материалов в интернете, написанных Мирсаидовым, и заявления начальника управления по делам молодежи и спорта Согдийской области Олима Зохидзода.
В ноябре этого года Хайрулло Мирсаидов выступил с открытым обращением к президенту Эмомали Рахмону, генеральному прокурору Юсуфу Рахмону и председателю Согдийской области Абдурахмону Кодири с просьбой обратить внимание на проблемы, с которыми столкнулась сборная КВН из-за «коррумпированности чиновников Согдийской области». В частности, он обвинил главу упомянутого управления Олима Зохидзода в попытке присвоить деньги, выделенные администрацией области на покупку микрофонов для таджикской команды КВН.
«Однако вместо того, чтобы отреагировать на статью Х.Мирсаидова, провести прокурорскую проверку и сообщить общественности о результатах, как этого требует статья 144 Уголовно-процессуального кодекса РТ, которая гласит, что «сообщение СМИ может служить основанием для возбуждения уголовного дела в случае, если оно реально обосновано и опубликовано в газете или журнале, либо распространено через радио или телевидение», директора команды КВН обвинили в «заведомо ложном доносе» за его публикацию. [...]
Чтобы говорить о данной статье, необходим факт того, что обвиняемый сознательно сообщил в правоохранительные органы заведомо ложную информацию о совершенном преступлении и желал сообщить такие сведения. При доносе обвиняемый намеревается ввести в заблуждение правоохранительные органы о виновности невиновного лица, имея цель последующего привлечения его к уголовной ответственности. В данном случае у Мирсаидова не было намерения предоставлять ложную информацию, он был уверен в достоверности своих заявлений и хотел привлечь внимание к общественным проблемам», — отмечается в заявлении Коалиции.
Гражданские активисты предполагают, что другие обвинение — в разжигании национальной расовой, местнической или религиозной вражды — связано с сатирико-комедийными выступлениями таджикской команды КВН, указывая при этом, что статья 189 УК Таджикистана не позволяет четко сформулировать, какие действия могут рассматриваться, как «возбуждение национальной, расовой, местнической или религиозной вражды».
«Свобода выражения мнений закреплена в статье 30 Конституции Республики Таджикистан, которая гласит: «Каждому гарантируется свобода слова, печати, право на пользование средствами массовой информации. Государственная цензура и преследование за критику запрещается». Сатирико-комедийные выступления являются одной из форм выражения своего мнения, которая находится под защитой статьи 19 Международного Пакта о гражданских и политических правах (МПГПП), который Таджикистан ратифицировал в 1999 году, тем самым взяв на себя обязательство по его выполнению», - указывают члены Коалиции.
Они напоминают, что Таджикистан получил немало рекомендаций от международных органов с требованием прекратить практику подавления свободы слова и выражения мнения в стране, освободить всех политических активистов, адвокатов или журналистов, которые были задержаны по произвольным основаниям. В связи с этим Коалиция призывает власти Таджикистана:
- провести тщательное, беспристрастное и объективное расследование по делу Мирсаидова;
- обеспечить, чтобы Мирсаидов не был наказан за его законное осуществление свободы выражения мнений, защищенное национальным и международным правом, в частности статьей 19 МПГПП;
- незамедлительно и безоговорочно освободить, если его удерживают за осуществление своего права на свободу выражения в порядке, защищенном статьей 19 МПГПП;
- обеспечить своевременный и беспрепятственный доступ адвоката к Мирсаидову;
- провести объективную проверку по заявлению Мирсаидова, опубликованному в СМИ 8 ноября 2017 года;
- обеспечить прозрачность, гласность и доступ общественности к результатам рассмотрения дела Мирсаидова;
- соблюдать признанные Таджикистаном национальные и международные нормы, и отказаться от практики преследования журналистов и давления за критику и их профессиональную деятельность;
- обеспечить справедливое судебное разбирательство в полном соответствии с международными гарантиями, если дело поступит в суд.
Напомним, Хайрулло Мирсаидову 39 лет. В предыдущие годы он работал корреспондентом радио Deutsche Welle, информагентства «Азия-плюс», сотрудничал с разными изданиями, в том числе с «Ферганой». В последнее время принимал активное участие в развитии движения КВН в Таджикистане, возглавив сборную команду республики, которая была сформирована в 2014 году. Под руководством Мирсаидова в том же году таджикские КВНщики стали финалистами Лиги КВН Ала-Тоо в Бишкеке. Спустя год на фестивале в Сочи сборная Таджикистана среди 400 команд заняла 70-ое место, а затем стала финалистом Центральной лиги Москвы. В 2016 году таджикская команда завоевали титул чемпиона Лиги КВН Ала-Тоо. Теперь участие сборной КВН Таджикистана в международных играх и вообще возможность ее дальнейшего существования — под большим вопросом.
Ранее международные правозащитные организации Human Rights Watch (HRW) и Норвежский Хельсинкский комитет потребовали от властей Таджикистана обеспечить права Мирсаидова, в том числе свободу от жестокого обращения и доступ к адвокату, а также ускорить процесс его освобождения. С призывом освободить Хайрулло Мирсаидова также выступил Международный комитет по защите журналистов.