МОТ заявила о прекращении Узбекистаном эксплуатации детского труда
Международная организация труда (МОТ) заявила, что в Узбекистане детский труд больше не используется в систематическом режиме, и власти принимают меры по прекращению эксплуатации принудительного труда. Соответствующий пресс-релиз опубликован на сайте МОТ 12 декабря.
Сбор хлопка в Узбекистане. Фото УГФ
Заявление основывается на результатах мониторинга хлопкоуборочной кампании, проведенной группой представителей МОТ в Узбекистане осенью 2017 года. Во время пребывания на полях эксперты организации провели 3000 бесед в формате «один на один» со сборщиками хлопка и телефонный опрос 1000 выбранных случайным образом жителей страны. Результаты бесед подтвердили высокий уровень осведомленности о неприемлемости как детского, так и принудительного труда; есть понимание, что привлечение сборщиков хлопка должно проводиться на добровольной основе. Определенные группы населения - студенты, работники образования и здравоохранения - были избавлены от сбора урожая на ранней стадии хлопкоуборочной кампании, утверждает группа мониторинга МОТ. По ее данным, подавляющее большинство сборщиков работало на полях добровольно. Стоимость их труда в этом году была повышена - в соответствии с рекомендациями МОТ и Всемирного банка.
Экспертов МОТ впечатлило выступление президента Узбекистана Шавката Мирзиёева на Генеральной Ассамблее ООН, где он заявил о принятии действенных мер по искоренению детского и принудительного труда. На IV Всемирной конференции по вопросам полного искоренения детского труда, состоявшейся в Аргентине 14-16 ноября 2017 года, Узбекистан обязался сотрудничать с гражданским обществом и уже провел с правозащитниками несколько встреч на эту тему.
Выводы группы мониторинга МОТ были обсуждены на круглом столе в Ташкенте 30 ноября 2017 года. В мероприятии приняли участие члены координационного совета по вопросам детского труда, работодатели, дипломаты, представители правительства, профсоюзов Узбекистана, МОТ и Всемирного банка. Результаты будут официально представлены Всемирному банку в отчете, публикация которого ожидается в начале 2018 года.
Отметим, что о прекращении Узбекистаном использования детского труда МОТ сообщала Всемирному банку в начале 2017 года по итогам мониторинга предыдущей хлопкоуборочной кампании. Но тогда специализирующиеся на этой теме правозащитные организации заявили, что детский труд в этой стране все же продолжают эксплуатировать, хоть и не в прежних масштабах, а система принудительной мобилизации на сбор хлопка осталась неизменной. В декабре 2016 года «Узбекско-германский форум по правам человека» (УГФ) опубликовал доклад «Принудительный труд в хлопковом секторе Узбекистана. Предварительные результаты сбора хлопка 2016 года». В нём рассказывается как о проблеме использования детского труда, в том числе всё большего привлечения школьников в возрасте 14-15 лет, так и о систематическом массовом использовании принудительного труда взрослых.
«Я считаю, что выводы МОТ далеки от реальности, потому что методология экспертов этой организации не соответствует стандартам независимого и объективного исследования, - заявила сегодня в комментарии «Фергане» глава УГФ Умида Ниязова. - Когда государство само является основным организатором принудительного труда, проводить мониторинг совместно с представителями власти, по крайней мере, непрофессионально. В своих рекомендациях, подготовленных для доклада, который был выпущен совместно с Human Rights Watch, мы рекомендовали МОТ не проводить мониторинг, а сосредоточиться на своей главной роли - продвижение фундаментальных трудовых прав и разработке программ по созданию достойных условий работы для всех людей».
Ранее «Фергана» сообщала о том, как осенью 2017 года правозащитница Елена Урлаева обнаружила детей, работающих на полях Балыкчинского района Андижанской области. Она сфотографировала учеников пятых классов школы №1, которые собирали хлопок под надзором учительницы. Правозащитница также запечатлела, как учителя школы №13 вели на хлопковое поле учеников младших классов.
Школьники идут на поля собирать хлопок. Ноябрь 2017 года. Фото лидера ПАУ (Правозащитный альянс Узбекистана) Елены Урлаевой
Подробнее о ситуации с использованием детского и принудительного труда в Узбекистане можно узнать из статей «Поля безнадежности. Дети Узбекистана остаются заложниками битвы за урожай хлопка», «Раз и навсегда? Удалось ли борцам с хлопковым рабством победить систему» и других материалов рубрик «Хлопок» и «Права человека».