Узбекского журналиста Сида Янышева освободили, но все записи и фотоматериалы уничтожили
Задержанного примерно в 14 часов в ташкентской махалле Алмазар журналиста поначалу отвезли в отдел внутренних дел №61. Помимо двух инспекторов профилактики (участковых), его сопровождал не представившийся сотрудник органов в штатском. По пути он все выяснял, как же можно считаться журналистом, не имея удостоверения какого-либо издания.
«Когда я привел ему статью 29 Конституции, которая гласит, что «каждый имеет право искать, получать и распространять любую информацию, за исключением направленной против существующего конституционного строя», этот мужик сказал: «Эта статья к тебе не относится: если ты журналист, то должен быть от какого-то издания, и без удостоверения никакую информацию собирать не можешь», – рассказал Янышев в своем комментарии «Фергане».
В ОВД №61 от журналиста потребовали написать объяснительную, в которой он, отвечая на вопросы милиционеров, подробно изложил, как и зачем пришел в махаллю Алмазар, чем там занимался. При этом один из участковых («добрый полицейский») сочувственно молчал, а второй («злой полицейский») пытался обвинить Янышева в «агитации», то есть «пришить» ему уголовное дело. В итоге у него «под протокол» изъяли аппаратуру – фотокамеру и диктофон.
Около 16 часов журналиста отвезли в РУВД Шайхантахурского района Ташкента. Там в отделе информации уголовного розыска его допросили вновь, затем в экспертном отделе сняли отпечатки пальцев и сфотографировали. А между дел сообщили, что изъятую аппаратуру отправят на экспертизу, после чего будет вынесено решение: вернуть ее хозяину или возбудить против него административное дело.
Затем начальник УГРО прослушал записи на диктофоне, посмотрел фотографии на камере и велел подчиненным все эти материалы удалить, а технику вернуть задержанному. Под расписку о том, что все возвращено в целости и сохранности, и претензий у него к сотрудникам РУВД нет.
«Если бы я не написал эту расписку, точно бы отправили фотоаппарат и диктофон, а заодно и также изъятый мобильный телефон, на экспертизу, – продолжает Янышев. – И, во-первых, я сомневаюсь, что получил бы все это назад. А в-вторых, думаю, что вряд ли вышел бы на свободу до утра».
По рассказу независимого ташкентского журналиста, сотрудничающего с рядом зарубежных изданий, во время допроса в кабинете отдела информации угрозыска он напомнил сотруднику РУВД о неоднократных пожеланиях журналистам сначала от Ислама Каримова, а затем Шавката Мирзиёева – быть честными, смелыми, неустанно вскрывать все имеющиеся в обществе недостатки. Однако это замечание осталось без ответа.
Отметим, в 2014 году суд в Ташкенте уже признавал журналиста и писателя Сида Янышева виновным в журналистской работе без лицензии, а также в изготовлении материалов, «содержащих угрозу общественной безопасности и общественному порядку». Тогда его приговорили к крупному штрафу и конфискации орудия преступления – видеокамеры.
Соб. инф.