Разоблачитель коррупции в генпрокуратуре Узбекистана вышел на свободу после 20 лет заключения
В Узбекистане 7 декабря на свободу вышел 57-летний Кобулжон Тулашев, который в 1998 году был осужден по сфабрикованному обвинению, сообщает глава Инициативной группы независимых правозащитников Узбекистана (ИГНПУ) Сурат Икрамов.
Кобулжон Тулашев (справа) и Сурат Икрамов. Фото со страницы Сурата Икрамова в Фейсбуке
По его данным, юрист, бывший майор милиции и бывший следователь ташкентского областного УВД Тулашев в октябре 1997 года был арестован, а в ноябре 1998 года был признан виновным по нескольким статьям Уголовного кодекса Узбекистана: 210 («Получение взятки»), 206 («Превышение власти или должностных полномочий»), 209 («Должностной подлог»), 235 («Применение пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видом обращения и наказания»), 248 («Незаконное владение оружием, боевыми припасами, взрывчатыми веществами или взрывными устройствами»), 158 («Посягательства на Президента Республики Узбекистан»). Ташкентский городской суд по уголовным делам приговорил Тулашева к 18 годам лишения свободы.
До ареста Тулашев работал в уголовном розыске, в отделах по борьбе с организованной преступностью. В апреле 1996 года он расследовал дело об убийстве жителя Янгиюля Али Б. Выяснил, что тот владел магазином, который мешал влиятельным братьям С., построившим рядом большую частную баню. Братья несколько раз требовали снести магазин, грозя расправой, но Али отказывался. А 11 апреля 1996 года в зоне отдыха «Ором» был обнаружен сожженным его автомобиль, в нем находилось сгоревшее тело человека, в котором опознали Али. Позже установили, что он был убит выстрелом из автомата. По подозрению в убийстве был задержан один из братьев С., но спустя три дня его отпустили из-за недостаточности доказательств.
Спустя почти полтора милиционеры задержали в Янгиюльском районе местного жителя при продаже автомата Калашникова. Он сообщил, что приобрел оружие у некоего гражданина Таджикистана, и признался, что в ночь на 11 апреля 1996 года из этого автомата был застрелен Али. Убийство якобы было совершено тремя людьми, включая одного из указанных братьев.
После допросов продавца оружия уголовные дела об убийстве Али Б. и сбыте автомата были объединены в одно производство, которое направили в прокуратуру Ташкентской области. В сентябре 1997 года была создана следственно-оперативная группа, в которую включили и Кабулжона Тулашева. К тому времени Тулашев, по его словам, выяснил, что один из С., будучи очень богатым человеком и имея депутатский мандат и поддержку высокопоставленных чиновников, организовал с братьями вооруженную банду, действовавшую в Ташкентской и Джизакской областях. Эта банда занималась заказными убийствами, разбойными нападениями, а также отправкой муки в Таджикистан, Туркмению и Афганистан в обмен на оружие и наркотики.
Поняв, что Тулашев хорошо информирован, братья С. решили подкупить его и следователя прокуратуры Ташкентской области. Они предложили им взятку в размере $30.000-50.000 за то, что их оставят в покое, а в убийстве Али Б. обвинят только продавца автомата. Тулашев и следователь прокуратуры согласились, потребовав сообщить им местонахождение двух других соучастников убийства, в том числе одного из братьев С. В итоге соучастники преступления были арестованы.
Руководители прокуратуры и УВД Ташкентской области поручили Тулашеву и его напарнику задержать братьев С. с поличным в момент передачи взятки. Но братья, заподозрив неладное, заручились поддержкой своих покровителей в генпрокуратуре и в итоге отправили за решетку ряд оперативников, включая Тулашева.
Среди обвинений, предъявленных Тулашеву, есть и «Посягательства на Президента Республики Узбекистан» (часть 3 статьи 158). Как пояснил Тулашев в своем письме правозащитникам в сентябре 2006 года, это обвинение было сфабриковано следователем по особо важным делам при генпрокуратуре в конце следствия. «Оказывается, я в ходе беседы с братьями С. сказал следующее: «Президенты приходят и уходят, а мафия бессмертна», - пишет Тулашев. Несмотря на то, что это обвинение не нашло своего подтверждения, судья добавил три года лишения свободы. В результате чего амнистии обходили Тулашева стороной как «политического преступника».
Между тем, в 2000 году по заявлениям Тулашева в отношении главного из братьев С. было возбуждено уголовное дело по статье 167 («Хищение путем присвоения или растраты»). Было установлено, что он и возглавляемое им преступное сообщество присвоили и растратили свыше $8 млн бюджетных средств. В 2001 году С. и его сообщники были освобождены в зале суда, с каждого взыскали по пять миллионов сумов в доход государства. Тулашев утверждал, что С. дал генпрокурору, его заместителю и министру юстиции взятку в размере $1 млн, и систематически платил начальнику ГУИН и начальнику КИН 64/21, где отбывают наказание бывшие сотрудники правоохранительных органов, за то, чтобы они не допустили выхода Тулашева на свободу. «Им всем я неугоден, так как я слишком много знаю о фактах коррупции… Все они боятся моего выхода, моя жизнь в опасности. Уважаемые правозащитники, помогите и поддержите меня, я еще очень пригожусь всем вам», - писал Тулашев в 2006 году.
За почти 20 лет пребывания в заключении Тулашев сменил несколько колоний, содержался и в Жаслыке. По данным ИГНПУ, в местах заключения он подвергался избиениям и пыткам. В день посещения тюрьмы Жаслык специальным докладчиком ООН по вопросу о свободе религии или убеждений Ахмедом Шахидом Тулашева вместе с еще более 20 «ненадежными» осужденными вывезли специальным этапом в СИЗО-9 Нукуса. Назад вернули через 20 дней.
В конце октября 2017 года Тулашева перевели в алмалыкскую колонию-поселение УЯ 64/57. Второго ноября он был госпитализирован в Алмалыкскую городскую больницу с диагнозом, в котором значилась «ишемическая болезнь сердца, инфаркт» и ряд других заболеваний. 16 ноября Тулашева навестили в больнице представитель Human Rights Watch Стив Свердлов и Сурат Икрамов.