Таджикские банки отказались от переводов в национальной валюте
Как рассказал радиостанции писатель Абдукодир Рустам, который раз в месяц отправляет деньги своему сыну-студенту в Екатеринбург, он потратил несколько часов на то, чтобы перевести деньги сыну. В государственном «Амонатбанке» и частной микрозаемной организации «Имон Интернешнл» ему отказали, пояснив, что они не производят конвертацию, и перевод должен быть сделан в российской валюте. В самом банке рублей не оказалось.
«Если в самом банке нет рублей, откуда они у простого населения? Я пожаловался руководству банков. Но они лишь развели руками. Я опаздывал на работу и пришлось купить доллары и отправить их сыну. Но и с долларами проблема. Не всегда их найдешь. Лично я с трудом нашел 200 долларов. Конвертация — это работа банков. Но на мои претензии в банке лишь ответили, что мы ничего не знаем, нам сказали не производить конвертацию», — сказал Рустам.
В России учатся около 20 тысяч таджикских студентов. Возникшая проблема с переводом денег стала для их родителей лишней головной болью. По словам Абдукодира Рустама, в банках нет нужной валюты, при том что только кредитные учреждения имеют право заниматься обменными операциями. Весной 2015 года, по решению Нацбанка, в Таджикистане была запрещена деятельность частных пунктов обмена валюты, более 800 таких пунктов были закрыты.
Представители «Банка Эсхата» и «Имон Интернешнл» в беседе с «Озоди» подтвердили запрет конвертации во время перевода денег в Россию. По словам сотрудника «Имон интернешнл», это временная мера, но он отказался комментировать ее причины. Представитель «Банка Эсхата» сообщил, что в кассе банка нет российских рублей. «И ранее был такой порядок, когда за пределы страны отправлялась валюта страны назначения. Но мы шли навстречу клиентам, производили конвертацию и отправляли перевод. Сейчас дефицит российских рублей. Если будут рубли в кассе банка, то можно купить их и произвести перевод. Если не будет, нужно принести с собой российскую валюту», — сказал источник.
Между тем, по словам сотрудника Нацбанка (НБ) страны, никаких официальных решений или указаний по поводу запрета конвертации переводов в Россию регулятор не давал. Источник отметил, что банки занимаются самоуправством, и НБ уже начал проверку в нескольких банках после череды жалоб клиентов.
Таджикский экономист Шамсиддин Джалолов высказал мнение, что проблема с конвертацией — это последствие закрытия частных обменных пунктов. «Эти полномочия получили банки. Но не было тщательно проанализировано, справятся банки или нет», — отметил он. По мнению Джалолова, Нацбанк должен сделать все возможное, чтобы предотвратить подобные произвольные действия банкиров и вернуть утраченное доверие вкладчиков на фоне продолжающегося в стране банковского кризиса.
Напомним, в 2016 году сразу четыре кредитных учреждения – «Точиксодиротбанк», «Агроинвестбанк», «Таджпромбанк» и «Фононбанк» – перестали выплачивать задолженности вкладчикам и партнерам. В Нацбанке тогда пояснили, что кризис в банках возник из-за неграмотного менеджмента и непогашенных кредитов, что привело к дефициту наличных денег. По словам главы НБТ Джамшеда Нурмахмадзода, проблемные банки «неправильно управляли активами, неправильно выдавали кредиты и делали это без анализа рисков».
В начале текущего года правительство Таджикистана выделило свыше 3 млрд 850 млн сомони ($437,5 млн) для улучшения финансовой ситуации и спасения проблемных банков от банкротства. Однако тысячи вкладчиков этих банков до сих пор не получили своих денег. Только «Тоджиксодиротбанк», по данным НБТ, с начала этого года смог вернуть вкладчикам 900 миллионов сомони ($102,2 млн), но это не вся сумма задолженности. Остальные банки приостановили почти все выплаты своим клиентам. А «Фононбанк» и «Таджпромбанк» в итоге были лишены лицензий.