В Таджикистане прокурор отказался возбудить дело об убийстве имама времен гражданской войны
Исполняющий обязанности прокурора Гиссара Тохир Убайдуллаев провел проверку заявления сына погибшего, Бахриддина Рахмоналиева, который обвиняет в убийстве отца бывшего мэра Душанбе Джамолиддина Мансурова. Прокурор вынес постановление об отказе в возбуждении дела, сославшись на истекший срок давности, смерть свидетелей, разложение тела, отсутствие состава преступления и иные причины. Рахмоналиев собирается обжаловать это решение.
В ходе проверки было эксгумировано тело Сафаралиева, а также проведен допрос Мансурова. Бывший мэр заявил, что не был знаком с погибшим, а в момент его смерти находился в отъезде (чему есть свидетели).
По словам Рахмоналиева, в 1992 году его отец совмещал службу в мечети с работой в водоканале. Рахмоналиев утверждает, что однажды отца по распоряжению Мансурова вызвали в штаб Народного фронта Гиссарского района и расстреляли. Чтобы забрать тело убитого, родственникам пришлось заплатить 60 рублей.
Мансуров с 1973 года работал старшим экономистом планового отдела Гиссарского райисполкома. Период с 1979 по 1984 годы он посвятил партийной работе, а затем на протяжении двух лет возглавлял совхоз «Дружба». После этого Мансуров снова стал работать в партии – до 1993 года он был председателем Гиссарского райисполкома, до 1994 года – мэром города Душанбе. До 2000 года Мансуров занимал пост вице-премьера Таджикистана по сельскому хозяйству, а затем стал заместителем председателя верхней палаты парламента Таджикистана. В 2005 году он вышел на пенсию.
Гражданская война в Таджикистане продолжалась с 1992 по 1997 годы. Сторонникам центральной власти противостояли силы объединенной демо-исламской оппозиции, появившиеся на грани распада СССР. В 1997 году состоялось примирение противоборствующих сторон.
Таджикский политолог и журналист Нурали Давлат в беседе с ИА «Азия-плюс» заявил, что не желает акцентировать внимание конкретно на убийстве Сафаралиева, однако в целом считает, что освещать преступления, совершенные в годы гражданской войны, надо взвешенно и осторожно. «Нельзя подогревать страсти в поисках сенсаций, так как эта трагическая страница в истории таджикского народа. Более того, нельзя исключить и то, что развитие данного дела может послужить примером для родственников других жертв гражданской войны», – заявил политолог. По его мнению, «сегодня, спустя 25 лет, поиск виновных не будет способствовать национальному единству».